Нескучная опера

|

Самiздат в стихах и в прозе

|

Не в тему!

|

Штат внештатных пристрастий

|

Мысли вслух

|

Теле-стоп-кадр

|

Переходя на личности

|

Друзья и недруги

|

Уйти в клуб

      Пока в этом разделе одиноко пылится краткое содержание "Евгения Онегина" для периодического освежения в памяти. Но в будущем обязательно найду что-нибудь такое... чтобы не скучно было! :-)

Нескучная опера

     

     

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опера (лирические сцены) в трех действиях Петра Ильича Чайковского на либретто композитора К.Шиловского, основанное на Одноименном романе в стихах А.С.Пушкина.

     

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ЛАРИНА, помещица
ТАТЬЯНА
ОЛЬГА
ФИЛИППЬЕВНА, няня
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
ЛЕНСКИЙ
КНЯЗЬ ГРЕМИН
РОТНЫЙ
ЗАРЕЦКИЙ
ТРИКЕ, француз-гувернер
ГИЛЬО, француз, камердинер Онегина
КРЕСТЬЯНЕ, КРЕСТЬЯНКИ, ПОМЕЩИКИ,
ПОМЕЩИЦЫ, ОФИЦЕРЫ, ГОСТИ НА БАЛУ.

сопрано
сопрано
контральто
меццо-сопрано
баритон
тенор
бас
бас
бас
тенор
персонаж без слов

      Время действия: 20-е годы XIX столетия.
Место действия: деревня и Петербург.
Первое исполнение: Москва, 17 (29) марта 1879 года.

     

      В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И.Чайковскому взять "Евгения Онегина" А.С.Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показаласьЧайковскому абсурдной. Он заявляет, что "Онегин" - "святая книга", к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает.
      В "Евгении Онегине" героиня, Татьяна, пошет Евгению письмо, в котором признается ему в любви. Евгений говорит ей, что не может ответить взаимной любовью, не может жениться. В результате - трагедия.
      Той же весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский едва мог припомнить, встречал ли когда-нибудь. К своей реальной корреспондентке Чайковский не питает совершенно никакой любви, и он поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью. Но от нее приходит еще одно письмо, полное страстного чувства, и Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Он женится на ней (6 июля 1877 года). В результате - трагедия (три недели спустя он бегством спасается от брака).
      Сцена письма Татьяны была написана первой. Татьяна Ларина и Антонина Милюкова соединяются в болезненно возбужденном сознании композитора, рождая дивное звучание оркестра и мелодию признания Татьяны: "…То в высшем суждено совете,/ То воля неба: я твоя!"
      При том, что либретто оперы значительно упростило содержательную сторону романа А.С.Пушкина, его язык и стиль в целом вызывают меньше протеста, чем это бывает в подобных случаях обращения к другим пушкинским творениям. В большинстве случаев либреттисты "выпрямили" пушкинский текст, то есть из повествовательного перевели его в прямую речь персонажей. Приведем лишь один пример такой операции:

     

А.С.Пушкин:

Глава восьмая, XII

Онегин (вновь займусь я им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Чайковский:

Онегин (про себя)

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь бездействием досуга
Без службы, без жены, без дел,
Себя занять я не успел.

      Менее чем за год - 20 января 1878 года - "Евгений Онегин" был закончен (в Италии, в Сан-Ремо). Клавир оперы Чайковский посылает не той, которую он воплотил в образе Татьяны, не Антонине Милюковой, мечтавшей всегда быть с ним, а Надежде фон Мекк, восхищавшейся Чайковским и покровительствовавшей ему, но трудно объяснимым образом всегда избегавшей - и избежавшей - личной встречи с ним.

     

ДЕЙСТВИЕ I

      Краткое оркестровое вступление вводит слушателя в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны. Оно целиком основано на повторяющемся мотиве - "секвенции Татьяны", как назвал это Б.Асафьев.

      Картина 1. Усадьба Лариных - дом и прилегающий к нему сад. Вечереет. Ларина и няня варят варенье. Из дома слышно пение Татьяны и Ольги. Звучит их дуэт ("Слыхали ль вы за рощей глас ночной/ Певца любви, певца печали?"). В дуэт вплетаются голоса Лариной (матери) и няни. У Лариной-матери пение дочерей вызывает воспоминание о ее собственной молодости. Она предается этим воспоминаниям с няней (Филиппьевной), и поначалу дуэт теперь становится женским квартетом ("Они поют, и я певала"). Итог рассуждений двух старушек - незатейливая философия: "Привычка свыше нам дана - замена счастию она" (эта сентенция в точности перешла из романа в оперу; сам А.Пушкин в примечаниях к роману раскрывает источник своего заимствования - Шатобриан: "Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке").
      С песней приближаются крестьяне. Они возвращаются с поля и приносят барыне - по старому обычаю - сноп в знак окончания жатвы. Запевала затягивает песню ("Болят мои скоры ноженьки/ Со походушки…"); ее подхватывает хор. Молодежь заводит хоровод со снопом, остальные поют. Из дома на балкон выходят Татьяна с книгой в руках и Ольга. Звучит хор крестьян ("Уж как по мосту-мосточку"). Татьяна признается, что любит "под звуки песен этих/ Мечтами уноситься иногда куда-то, /Куда-то далеко…". Ольге же, беспечной и веселой, эти чувства незнакомы. Она поет об этом в чудесной арии "Я не способна к грусти томной" (Музыка этой арии, надо сказать, наоборот, опровергает это утверждение Ольги; быть может, композитор имел в виду заставить ее иронизировать над вздыхающими мечтательницами, что могло бы быть весьма интересно и эффектно, но Ольга почти не действует в опере и, следовательно, нигде больше не предстает в веселом и шаловливом виде, так что нам остается верить ей на слово, не получая подтверждения этого в музыке.)
      Слышен шум колес и звон бубенчиков подъезжающего экипажа. Торопливо входит няня с казачком; она сообщает, что приехал "Ленский барин, с ним господин Онегин!". Владимир Ленский, сосед Лариных, по-юношески восторженно и романтически влюблен в Ольгу. Его друг Евгений приехал (он сосед Ленского) погостить из Петербурга и скучает в деревенской глуши. И вот они наносят визит Лариным. Внимание Онегина сразу же привлекает "та, которая грустна и молчалива, как Светлана", то есть Татьяна (Чайковский оставляет эту пушкинскую аллюзию на В.А.Жуковского, у которого Светлана - героиня одноименной баллады: "…Молчалива и грустна/ Милая Светлана"). Впечатления от их приезда выражены в квартете главных героев (вторую его пару составляют, естественно, Ольга и Татьяна). Но если Онегин и Ленский ведут диалог, то девушки предаются своим мыслям, каждая в отдельности. Наконец, Ленский подходит к Ольге. Онегин некоторое время разглядывает задумавшуюся Татьяну, потом подходит к ней. Выясняется, что еще вчера Ленский виделся с Ольгой, но день в разлуке для него - "это вечность!". Ленский и Ольга уходят в глубину сада. Онегин заводит беседу с Татьяной. Он несколько отчужденно спрашивает Татьяну, не скучно ли ей в деревне. Она отвечает, что нет, она много читает, иногда мечтает. "И я таким когда-то был!…" - довольно вяло поддерживает разговор Онегин. Продолжая беседовать, они удаляются по садовой аллее. Вновь возвращаются Ольга и Ленский. Он страстно объясняется ей в любви - звучит его ария (одна из лучших в опере) "Я люблю вас, я люблю вас, Ольга". Первая картина кончается на вершине романтических иллюзий любви и дружбы. Из дома выходят Ларина и няня. Темнеет. Хозяева приглашают гостей в дом. От пруда к дому медленно идут Татьяна и Онегин, за ними поодаль - няня. Онегин успевает чуточку рассказать о своем дяде ("Мой дядя - самых честных правил"). Итог всему - на свой лад - подводит няня: "Не приглянулся ли ей (Татьяне) барин этот новый?.."

      Картина 2. Комната Татьяны. Поздний вечер. Татьяна в волнении; она влюблена в Онегина и не находит себе места. Мотив Татьяны дает понять слушателю, что она будет главным действующим лицом в этой картине. На фоне этого мотива происходит разговор Татьяны с няней. Старушка жалуется на плохую память. На просьбу Татьяны сказать, была ли та влюблена, няня рассказывает, что ей было тринадцать лет, когда ее просватали (а жениху - на год меньше). В конце концов Татьяна не может больше сдерживать свои чувства. Она восклицает: "Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую". Филиппьевна взволнована, здорова ли Татьяна. Но нет, не в болезни дело, и Татьяна отсылает няню, чтобы остаться одной. Кантилена "Пускай погибну я" предшествует сцене письма: "Я к вам пишу". Рука скользит по бумаге. Но написанное не нравится Татьяне. Она начинает заново. Оркестровый аккомпанемент великолепно передает тревожную нерешительность. Но вот письмо написано. Оказывается, прошла целая ночь. Восходит солнце. Татьяна открывает окно. До ее слуха доносится наигрыш пастушеского рожка. Входит няня. Татьяна просит няню, чтобы та послала внука отнести письмо Онегину, но так, чтобы об этом никто не знал. Няня уходит с письмом. Татьяна садится к столу и, облокотившись, снова погружается в задумчивость.

      Картина 3. Уединенный уголок сада при усадьбе Лариных. Дворовые девушки собирают ягоды. Звучит их хор ("Девицы, красавицы"). Вбегает взволнованная Татьяна и в изнеможении падает на скамью. Приехал Онегин и сейчас он будет здесь. С трепетом ждет она ответа на свое письмо. Появляется Онегин и подходит к Татьяне. Онегин учтив, он тронут искренностью Татьяны. Но ответить на ее любовь не может, так как это было бы равносильно браку, а брак - это привычка, а привычка - конец любви. С обидой и болью выслушивает Татьяна нравоучения Онегина.

     

ДЕЙСТВИЕ II

      Картина 1. Бал в доме Лариных. У Чайковского в либретто нет ни малейшего намека на время года, когда происходит это событие; Пушкин же датирует его точно: "Татьяны именины/ В субботу", - то есть зима, точнее 25 января (иными словами, между первым и вторым действием прошло полгода). Таким образом, это бал в честь Татьяны Лариной. Молодежь танцует. Пожилые гости сидят группами и разговаривают, наблюдая за танцующими. Все хвалят пир, удавшийся на славу. Среди танцующих Татьяна и Онегин, привлекающие внимание дам. Дамы судачат об Онегине. Проходя мимо них, он слышит их малолестные суждения о себе. Это его злит; он ругает себя, что приехал на "этот глупый бал". И он решает отомстить Ленскому: "Буду ухаживать за Ольгой!" И действительно, на все танцы он приглашает только ее. Теперь в негодование приходит Ленский. Он пытается поговорить с Ольгой, но ее раздражает его ревность. Он снова приглашает ее на танец, но она предпочитает Онегина. Ольга и Онегин отходят от Ленского. Навстречу им движется оживленная группа барышень. С ними Трике. Он провозглашает (в форме куплетов "Какой прекрасный этот день") дифирамб в честь Татьяны. Куплеты Трике всем нравятся. Возобновляются танцы. Онегин снова танцует с Ольгой; Ленский все более мрачнеет от ревности. Кончив танцевать (это был котильон - бальный танец, соединяющий в себе вальс, мазурку и польку), Онегин заводит разговор с Ленским. Вспыхивает ссора. В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов. Царит общее смятение. Все безуспешно пытаются примирить бывших друзей, но безуспешно. Дуэли не миновать.

      Картина 2. Старая заброшенная мельница - место, назначенное для дуэли. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина. Ленский с тоской думает о возможном исходе поединка. Его ария "Куда, куда, куда вы удалились,/ Весны моей златые дни?" - одна из самых блестящих страниц не только "Онегина", но, пожалуй, и во всем оперном наследии Чайковского. Появляется - с опозданием - Онегин вместе со своим камердинером (он же - его секундант) Гильо. Звучат формальные объяснения по поводу предстоящей дуэли. Пока секунданты готовятся к поединку, наши герои предаются размышлениям о случившемся: каждый про себя, они поют дуэт: "Враги!.. Давно ли друг от друга/ Нас жажда крови отвела?" Но вот все колебания отброшены: законы чести превыше всего. Зарецкий разводит на нужное расстояние противников и подает им пистолеты. Гильо прячется за дерево. "Теперь сходитесь", - командует Зарецкий. Он три раза хлопает в ладоши. Противники делают по четыре шага вперед и начинают целиться. Онегин стреляет первым. Ленский падает. Он убит. Онегин в ужасе хватается за голову.

     

ДЕЙСТВИЕ III

      Бал у одного из петербургских сановников. Гости танцуют полонез. (Эта блестящая оркестровая пьеса часто звучит в качестве самомтоятельного номера в симфонических концертах.) Сюда на бал в этот дом приглашен и Онегин. Он рассеянно смотрит на танцующих. Ему невероятно скучно. Ему только двадцать шесть лет, но он чувствует себя уже утомленным жизнью. Гости обсуждают его возвращение из странствий и появление здесь, в Петербурге. Среди приглашенных на бал старый друг Онегина князь Гремин (они на "ты", хотя князь гораздо старше Онегина). Князь входит под руку с Татьяной. Онегин изумлен: "Ужель Татьяна?" Оказывается, она теперь жена Гремина. Князь поет свою знаменитую арию "Любви все возрасты покорны", словно давая понять Онегину, что и его пора любви, несмотря на всю его разочарованность, еще не прошла. И Онегин действительно влюбляется. Он безумно влюбляется в… Татьяну. Он поражен: "Ужель та самая Татьяна, которой я наедине,/ В глухой далекой стороне,/ В благом пылу нравоученья,/ Читал когда-то наставленья?". Но Татьяна с мужем удаляется, а разочарованный герой вспоминает мотив и даже слова предмета своей страсти: "Пускай погибну я, - поет теперь Онегин, - но прежде…" (и так далее; конечно, в баритоновой тональности). "Но то, что было уместно в устах мечтательной героини, - замечает один из современников композитора (В.С.Баскин, автор первого опыта характеристики творчества композитора), - совсем не к лицу великосветскому денди Онегину". Онегин быстро уходит. Гости танцуют экосез.

      Картина 2. Теперь очередь Онегина писать письмо Татьяне. И он написал. Сцена происходит в одной из комнат дома князя Гремина. Татьяна, плача, читает письмо Онегина. "О, как мне тяжко", - поет она. Входит Онегин. Увидя Татьяну, он быстро подходит к ней и падает перед ней на колени. Татьяна пытается быть холодной. Онегин молит о любви. Их дуэт полон прекрасных страниц. Но Татьяна остается верна мужу. "Прощай навеки!" - ее последние слова. Последний стон, вырвавшийся из души Онегина: "Позор!.. Тоска!.. О, жалкий жребий мой!" - необычайно драматично передан Чайковским (жаль, что в заглавной партии подобных фраз слишком мало).

     

"Сто великих опер"

Нескучная опера

|

Самiздат в стихах и в прозе

|

Не в тему!

|

Штат внештатных пристрастий

|

Мысли вслух

|

Теле-стоп-кадр

|

Переходя на личности

|

Друзья и недруги

|

Уйти в клуб

"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "

/И.С.Шмелев/