"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "

/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

 

 

Официальные хроники

      Итак, 6 октября 2000 г., Калининград.
      Концерт, назначенный ранее на 22 сентября и перенесенный по просьбе НБ, все же состоялся.
      К киноконцертному залу (или попросту ККЗ) "Россия" я подкатила заблаговременно, где-то в 18 с минутами(концерт должен был начаться в 19.00) - любопытство разбирало, что за публика соберется и каково ее отношение к Николаю. А кроме того, я давно не была в этом славном "заведении", и мне хотелось до начала концерта "изучить ландшафт" и как следует осмотреться. У "России" было многолюдно - народ тоже,видимо, решил прийти заранее... У афишного стенда стоял мужичонка бомжеватого вида и дурным голосом пел "О, Натали..." (Думаю, в тот день он ничего не заработал - с кем решил тягаться, несчастный?!!) а входе стояли рослые молодые люди "серьезного" вида и фильтровали безбилетников, если, конечно,таковые имелись... (При мне во всяком случае, эксцессов не было). Публика чинно проходила, потрясая заветными красненькими бумажками...
      Честно говоря, в первый момент я решила, что ошиблась дверью: пройдя в фойе, я увидела множество столиков и стойку бара... Все столики были заняты, народ усердно жевал и попивал пиво... Оглядевшись, я поняла, что попала все- таки туда. Но как-то сам собой возник вопрос - куда эти люди, собственно, пришли? На концерт, или?..... (Лично мне в тот день было вообще не до еды...) А еще захотелось переиначить фразу из "Барона Мюнхгаузена": "Слава безумцам, осмеливающимся пить пиво, зная, что посреди концерта им придется покинуть зал"... Тут же продавались какие-то картины, не имеющие отношения к Николаю, а где-то в самом дальнем углу стоял столик с дисками, кассетами и плакатами... Мимо меня время от времени ходили туда-сюда сомнамбулического вида девушки с отсутствующим взглядом... Их отношение к Николаю было понятно и без слов. Мне же хотелось услышать что-нибудь интересненькое, какие-нибудь перлы (для истории). Поэтому я стала медленно перемещаться по фойе от одной кучки людей к другой... Минут через 10 я заскучала. Народ решительно не хотел говорить о Николае. Одни ничего не значащие фразы. И поскольку входы в зал были перекрыты, мне оставалось лишь подпереть стенку и ждать... Вдруг возле меня возникло оживление. Откуда-то появился низенький дядечка с кипой листов, в которых раз десять что- то было обведено и перечеркнуто... Я догадалась, что это была программа концерта (для оркестра). Он, энергично жестикулируя, объяснял кому-то, что "это нужно переставить сюда, а это убрать..." Я про себя ухмыльнулась: "Ну, да, верстка на ходу..." Потом из боковой двери мимо меня проплыли скрипки, виолончели и т.д. - оркестр потянулся к залу...
      В 18.45 я забеспокоилась: зрителей в зал по-прежнему не пускали. А ведь люди полчаса будут только рассаживаться! Когда же, в таком случае, начнется концерт? В итоге запускать нас стали в 18.55, а концерт начался с 20- минутным опозданием....
      Усевшись на свое законное место, я огляделась. Порадовали изменения, произошедшие после капитального ремонта кинотеатра. Стены, потолок, и мягкие кресла в приятных синих тонах, неяркий свет... Обстановка располагает к спокойным размышлениям и отдыху... Красивая музыка а-ля Фрэнк Синатра (быть может, это он и был - я не слишком хорошо знаю его репертуар) заполняет звуковую пустоту до начала концерта...
      И вот наступил он, долгожданный миг!... Погас свет, зазвучала музыка, "заиграли" цветные прожектора... У меня в голове сработал рефлекс - сейчас откроется занавес, и мы увидим фотографии Николая и "исторические" кадры.. Ничего подобного не произошло. А я опомнилась - я же в Калининграде!... А ведь это КИНОконцертный зал - могли бы изобразить что-нибудь на своем экране!
      Наконец - первые ноты "Памяти Карузо"... Появляется Он - в своем темном костюме с блестками... Зал аплодирует... и замирает... Он поет... Как всегда, чудесно... А потом приветствует зрителей: "Добрый вечер, дорогие друзья... Спасибо, что вы подарили мне возможность..." - и тут я проклинаю эту хваленую аппаратуру Dolby surround, которая зашкаливает так, что некоторых слов просто не разобрать... Вскоре до меня доходит, что Николай говорит как-то... сбивчиво, что ли... Бормочет что-то про "творческий потенциал" и продолжает петь. Начало получается немного скомканным... После "Карузо" идет "История любви". Между песнями Николай ничего не говорит, а я думаю: "Ну вот... А как же общение со зрителями?..." Но подождите - Николь хитро поднимает пальчик вверх:) - подождите, все еще будет! После "Истории любви" он объявляет "Снегурочку", скупо сообщая, что "эта песня подарена" ему Александрой Пахмутовой, и "единственным ее исполнителем был С.Я. Лемешев". Конечно же, никаким снегом там и не пахнет (как было уже в Таллинне. Снег до Прибалтики просто не доехал. Кстати, забегая вперед: не было, конечно, и никакого "Буль- буль-шоу", впрочем, как и самой песни "Для тебя"). После "Снегурочки" Николай представляет балет "Возрождение" (в составе четырех человек(!)) и предлагает зрителям посмотреть "один из лучших их номеров", а сам убегает за кулисы. Балет начинает загадочные движения под музыку, чем-то смахивающую на якутские напевы... она, к тому же, все время повторяется, так что мне в конце концов начинает казаться, что это может никогда не кончиться... Но нет! Музыка умолкает, балет "отступает". И возвращается Николай, уже в белом пиджачке, который у меня (хоть убей) ассоциируется со "Снегурочкой":)
      Дальше идет плохо знакомая мне "О, любовь!", потом "Una furtiva lacrima". На этой песне Николай делает свой "коронный финт" - на последних словах "...non chiedo..." отходит от микрофона, оркестр замолкает (я инстинктивно подаюсь вперед), и в полной тишине он "выводит" заключительные ноты, демонстрируя всю силу и красоту своего голоса...
      Неоднократно во время концерта Николай говорил, что очень волнуется... Посетовал, что добирались они тяжело - самолет задержали на три часа...
      Следом за "Una furtiva lacrima" - "Мари", тоже не очень хорошо мне знакомая, так как ни в аудио-, ни в видеоверсии "Посвящения" ее нет, и слышать ее мне доводилось не часто...
      После "Мари" Николай с великой гордостью (по крайней мере, так это выглядело) представляет "великолепную исполнительницу Лючии де Ламмермур" и "лучшую Джильду 99 года по опросу "Дойче Граммофон", вызвавшую "25-минутные овации в "Метрополитен Опера" в Америке, солистку Большого театра Ларису Рудакову". (Надеюсь, что я правильно воспроизвела содержание торжественной речи Николая). Как всегда, выступление дуэтом начинается с "Тайны". В какой-то момент они, нежно обнявшись, кружатся по сцене - выглядит очень трогательно... Но шоу, конечно, разворачивается на песне "Phantom of the Opera" - особенно если учесть, что сцена довольно узкая, так как "Россия" - все же больше кино-, чем -концертный зал. (Один только оркестр занял половину пространства... Где-то в левом дальнем углу скромно жался хор в белых кофточках (наш, калининградский)... Я за весь концерт, кстати, их участия толком и не приметила (разве что в песне "Посвящение"), уж слишком скромны и смиренны они были... Тех песен, где участвует хор, тоже не было ("Гранада", "Для тебя", "Верю, надеюсь")) Так что побегать Призраку вдоволь не довелось... Пришлось Николаю и Ларисе разыгрывать страсти в довольно ограниченном пространстве. Один раз, когда Призрак схватил Кристину за руку, мне показалось, что он ее сейчас оторвет...:) Меньше беготни, больше динамики в жестах, больше страсти в голосе - Призрак агрессивен и неистов, время от времени он даже переходит на рык (при этом почему- то заметно страдает английское произношение). В строчке "That man and mystery..." слово mystery он прямо- таки рявкает... Впечатляюще! А под конец - там, где должны идти слова "Sing, sing for me!...", Призрак, стоя на коленях и припав к ногам Кристины, в исступлении завывает замогильным голосом: "ПОЙ!!!... ПОЙ!!!..."
      Потом, конечно же, овации, цветы (я заметила, что на этой песне публика как-то особенно оживилась)... Цветы несут Николаю, а он дарит их Ларисе - все как обычно... Лариса обращается к зрителям: "Милые девочки, дамы!... Не обижайтесь, что Коля дарит мне цветы, которые вы подарили ему..." Тут встревает сам Коля: "Ха, я их все равно потом у нее заберу!" Зал смеется. А Лариса, как ни в чем не бывало, заканчивает свою речь словами "... просто Коля - настоящий мужчина..."
      Сделаю небольшое отступление. Конечно, к тому моменту атмосфера концерта была уже не та, что вначале. Публика как будто включилась в действие, ощутив единение с тем, кто был на сцене... И если после "Памяти Карузо" лишь одна девушка скромно поднесла ему букетик, то потом цветов становилось все больше... Николай благодарил, как обычно: "Спасибо... Спасибо вам большое... Спасибо...", но помимо этих скупых слов иногда отпускал какие-нибудь шуточки или комплименты. Например, одной девушке он заявил во всеуслышание: "У вас очень красивая прическа..." (Прическа и впрямь была красивая - состояла из каких-то немыслимых локонов и завитков...) Потом пожилая дама поднесла ему цветы, он присел на краешек сцены, а когда стал отходить назад, то как-то странно замешкался... стал озираться (я думаю - что там случилось??)... Объявляет: "Стакан разбил!..." Одного понять не могу - как стакан оказался у Коли под ногами - он ведь попить отбегал куда-то в угол сцены... Зачем он там стоял? Загадка...
      Однако, вернемся к дуэту. После "выяснения отношений" по поводу цветов "Phantom of the Opera" исполняется во второй раз. Хотя "на бис" никто эту песню исполнить не просил, тем не менее "дубль два" встречается с большим энтузиазмом. Ах, он знал, он знал, негодник!...
      Расстановка фигур на сцене в этот раз несколько иная. Кристина отходит в сторону и застывает в монументальной позе. Призрак выхватывает из подаренного букета большую желтую розу, отбегает в другую сторону и плюхается на одно колено. Полпесни он стоит в этой позе, ритмично (под музыку) обрывая у розы лепестки и усыпая ими сцену... (И любит же он, однако, цветы драть!...)
      После "Phantom of the Opera" Николай представляет оркестр и дирижера: "...симфонический оркестр из вашего родного города Калининграда..." и "...московский дирижер Эдуард Дядюра..." (по поводу последнего я про себя отпускаю реплику, которую предпочитаю не обнародовать). Сам Николай убегает в очередной раз переодеваться за кулисы, а зрители наслаждаются музыкой из оперы "Кармен". Когда же оркестр замолкает, на передний план выскакивает мужичок с огромными тарелками, долго энергично раскланивается, рискуя удариться лбом о сцену, размахивает тарелками в воздухе и, наконец, издав оглушительный "дзы-н-н-нь", убегает обратно (я, честно говоря, в тот момент отвлеклась и не поняла, чем было вызвано его появление, и что это была за клоунада. Быть может, подразумевавшиеся слова "Тореадор, смелее в бой!" он принял на свой счет?:))
      Но вот Николай вновь на сцене. На сей раз на нем золотистый костюм. Исполняет "Настанет день..." (без зонтика и дождя, разумеется. Думаю, что если бы дождь, снег и фонтаны доехали до Калининграда, то цена на билеты была бы не от 1000 до 2500, а от 10000 до 25000:)), потом "Мгновение" (ах, все-таки эту песню лично я люблю больше остальных, как ни крути...), а дальше идет "Ave Maria"... Здесь Николай произносит очень красивую и проникновенную речь, содержание которой я едва ли воспроизведу дословно... Скажу только, что начиналась она словами: "Мы, артисты, часто обращаемся к Богу..." (дальше - о вдохновении, о творческих силах), а заканчивалась фразой: "Будьте благословенны!..." При этом у меня по телу, признаюсь, пробежали мурашки... Отчего-то захотелось заплакать...
      После "Ave Maria" - разудалая (несмотря на название) "Что- то грустно...", и всем сразу становится весело:) Балет спрыгивает со сцены и танцует в проходах зрительного зала. Не знаю, кому как, а лично мне всегда хочется под эту песню танцевать - не могу слушать спокойно... Вот и на концерте еле усидела. А Коля так разошелся в танце, что разгорячившись, скинул свой золотистый пиджачок. Какие-то девицы с задних рядов неистово завизжали. Они, видно, решили, что он станет раздеваться дальше... Да и мне тут как-то некстати припомнился концерт в Петербурге:) Конечно, когда песня заканчивается, аплодисменты долго не смолкают. Николай обращается к зрителям: "Одну минуточку!... Знаете... Я вам сейчас еще раз хочу предложить послушать "Кармен" в исполнении симфонического оркестра... Э-э... Дело в том, что я привез с собой очень красивый костюм... Он великолепно отделан, великолепно инкрустирован..." - Тут опять откуда-то сзади раздается истошный вопль: "Давай!!!" На сей раз вопит, кажется, тетка в возрасте... (Ну, доконал Коленька всех... от мала до велика до экстаза довел:)) Коля продолжает: "...И мне сейчас нужно некоторое время, чтобы переодеться..." Вы, конечно, догадываетесь, что это был за костюм! И, как и в московском концерте 23 марта, "белоснежное отделение" начинается с песни "Два крыла". Но когда Николай произносит "вступительное слово", я почти падаю под кресло, вспоминая Нэлию и таллиннский концерт. А говорит он приблизительно следующее: "А сейчас я хочу для вас спеть одну песню... Это моя САМАЯ ЛЮБИМАЯ песня... Она о любви...
      И если вы пришли на концерт не одни, я хочу, чтобы вы взяли сейчас друг друга за руки... Чтобы тепло вашей руки ощутило тепло любимого человека..." (последние две фразы - дословно) Каково?:)
      Дальше - "Попурри". Где-то на середине песни Николай спрыгивает со сцены, попутно чмокнув какую-то девушку, только что подарившую ему цветы, и бежит в зрительный зал... Это не проходит "безнаказанно" - когда он возвращается на сцену, слегка заметно, что дыхание чуть "сбилось"... А как же - там ведь ступеньки! Пока допрыгаешь до середины - сначала в одном проходе, потом в другом... Да просто из сил выбьешься!
      Да! Лично для меня "Попурри" прозвучали в несколько неожиданном варианте. От мелочей до "кардинальных" изменений. Честно говоря, мне показалось, что Николай попросту забыл, или перепутал слова... Вместо "...зовет одинокий корсар..." - "...зовет одинокий моряк..." (не очень рифмуется со строчкой "...как долго тебя я искал..."), вместо "...разыщите мне русалку в море..." - "...разыщите мне девчонку в море..." (мне как-то не по себе стало от этих слов:) И если б он вначале спел "...Знаю я, что нет девчонок в море..." А то сразу "разыщите"!:) А потом и вовсе на итальянский перешел: "...bello, bello, bello, bell"amore..." Впрочем, ещё в первой части "Попурри" - там, где идут слова "Ты спой мне... О море..." Николай пел оригинальный текст (Доменико Модуньо) на итальянском языке: "Volare! oh, oh!.../ Cantare! Oh, oh, oh, oh!.../ Nel blu, dipinto di blu,/ Felice di stare lassu..." Не знаю... Скажу по секрету, новизна на самом деле мне понравилась. Кажется, в этой песне можно петь какие угодно слова...:)
      После "Попурри" Николай произносит длинную речь, начиная ее так (постараюсь воспроизвести дословно):"Ну, я спел, в общем-то, уже все..." - зрители одобрительно похихикивают - "...от эстрады до классики... Недавно в моем репертуаре появилась новая песня... Когда я пою ее, я вспоминаю, что мне все-таки 23 года... Однажды я выступал в Оперном театре в Свердловске... И там в первом ряду сидела такая скептически настроенная публика!... Особенно выделялась одна дама... Я понял, что она, очевидно, часто ходит в Оперный театр... Она все время как-то морщилась... И вот когда я запел эту песню, примерно на середине я заметил, что она так пританцовывает..." (при этом он начинает забавно передергивать плечами) "... все-таки она в конце концов меня поняла...Я надеюсь, что и вы меня поймете..." И начинается "Карнавал". Думаю, это и есть та самая "задорная песня в стиле "латино", которую Николаю предлагали спеть когда-то... Он снимает свой белоснежный пиджак (или как эта драгоценность правильно называется?:)) - может, ему стало жарко, а может он просто опасался, как бы при ходьбе "паровозиком" (по выражению Нэлии:)) идущий сзади не запачкал эту девственную белизну... (А я бы сказала не "паровозиком, а эдакой гусеницей, или многоножкой, завернувшейся в кольцо.) А после "Карнавала" Коля запоздало заявляет: "...Вообще-то эту песню мы обычно поем всем залом.. и всем залом танцуем..." В это время Дядюра движется по сцене у него за спиной и, видимо, дает оркестру команду "повторить". Коля обрывает свою речь, поворачивается к нему "наезжает": "Что значит "повторить"?! Я же рассказываю!!!" (Я злорадно подпрыгиваю при этих словах, зал тоже доволен). И зрителям: "Я спою, если вы все будете танцевать!" (Никто, конечно, не возражает) "Сейчас я хочу, чтобы в зале зажгли свет! Дайте свет в зал, пожалуйста!... Я хочу видеть эти лица, этих людей!... Мужчины, забудьте, что вы в галстуках... Девушки, забудьте. что вы в юбках... (по- моему, он так сказал - Н.) Давайте танцевать!! Вставайте!!! Не стесняйтесь!!! Идите сюда, к сцене!!!.." И если до сих пор зрители более-менее спокойно сидели на своих местах и только аплодировали, то с этого мгновения "благопристойный" концерт превращается в "праздничную тусовку с Николаем Басковым" - все срываются с мест, пространство перед сценой быстро заполняется танцующими, и до самого окончания концерта никто так и не возвращается на свое место... "Дубль два" "Карнавала" удается на славу!... Конечно, когда идут финальные "Посвящение" и (по традиции) "Памяти Карузо", все продолжают танцевать и подпевать...
      Концерт заканчивается словами благодарности, пожеланиями всяческих благ калининградцам, "процветания" нашему городу... Последние слова: "И простите, если что-то было не так... Я ведь еще только учусь!..." А я подумала: "Господи, Коленька, да если что-то и было не так, то уж никак не по твоей вине!...Все, что зависело от тебя, ты сделал на славу, отработал на все сто, от души!" Думаю, что недовольных просто не было! А если кто-то все же покинул зал со скептически поджатыми губами, то это - исключительно из вредности!

Николь.

 

 

вернуться к содержанию "Хроник"

      webmaster@www.eliton-rus.ru