"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "

/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

 

  Разбор полетов

"Все-таки у меня получилось!"
НБ

      Рассказывать о концертных номерах в хронологическом порядке - занятие нудное, но что не сделаешь ради достоверности изложения! В сравнениях я буду полагаться на то, что концерт, показанный по ТВ видели все, и все поймут о чем речь. Итак, вперед...

      В эклектичности программу "Посвящение" не упрекали только очень ленивые или совсем уж безразличные корреспонденты. Но уделив столько внимания подборке песен в концерте, никто из них словом не упомянул стиль (а точнее, отсутствие стиля) его ведения. До сих пор не понимаю, для чего в программе понадобился конферансье. Разве что для того чтобы периодическими появлениями на сцене в строгом костюме с бабочкой ставить на место вконец расшалившегося солиста.:) Да для произнесения торжественной вступительной речи (поначалу сбившей с толку всех настроившихся на эстрадный концерт). Все же остальные функции ведущего Басков успешно исполнял самостоятельно, и делал это куда интереснее г-на Березина, злым роком определенного на эту беспомощную роль... Воспроизводить приветственные изречения я не буду дабы не вызвать вашего раздражения навязыванием 50ти строк незначащего текста, и сэкономив заодно место на странице. Скорее - к музыке!
      Начинать сольник с "Карузо" - традиция хорошая. И зрителям сразу ясно, куда и на кого они попали, и есть возможность сразу развеять сомнения особо недоверчивых в том, что петь Басков умеет. Живой голос в этой композиции прослушивается наиболее хорошо. По прошествии времени и в сравнении со всем остальным не могу сказать, что в исполнении было нечто экстраординарное, но тем не менее, на втором припеве меня несколько бросило в дрожь на верхних нотах. :) С непривычки что ли... :-))
      "Следующее произведение - это о любви. Много будет песен о любви в моем концерте. И эти цветы, женские глаза и женские руки - это все о любви..." Да. Басков - это вам не Березин, тут без дословных цитат не обойтись... Придется их, цитаты, даже выделять, как мне ни лень...:-) В отличие от московского концерта, в пластической композиции, сопровождающей "Историю любви", использовались не "живые" танцоры, а их тени, что мне понравилось гораздо больше - и внимание не отвлекают, и вместе с тем создают нужное романтическое настроение."Как хорошо, когда не сердце легко и на душе светло... Значит, ты можешь бежать, лететь... Самое главное не сказать - а спеть..." Ну и что, что широкие интервалы на диске звучали почище, зато душевно-то как!..
      Песня "о любви, о красоте, о Пушкине и о его прекрасной возлюбленной Натали" в Питере дополнилась видеорядом из прогуливающихся дам и кавалеров в костюмах пушкинской эпохи на переднем плане и хором на заднем. Самому же Баскову на этом празднике жизни места не осталось, и его, болтающегося где-то посерединке, было совершенно не заметно. По задумке режиссера его голос, наверное, должен был использоваться лишь для сопровождения танцев наряду с хором и оркестром. А в общем-то, мог бы и за кулисы уйти петь. :-))
      "Коленька, у меня есть замечательная песня, ее не пел никто кроме как 30-40 лет назад Сергей Яковлевич Лемешев..." - сказала якобы Александра Пахмутова Николаю при первой встрече полгода назад. Так или не так сказала Пахмутова, бог его знает, но Баскову почему-то доставляет дикое удовольствие именовать себя "Коленькой"... Аппарат для изготовления мыльной пены, имитирующей снег, в Питере организовать не удалось, и вместо него решили использовать экран с соответствующей картинкой. Конечно, представить снежную ночь в таких условиях было сложнее, и всю "Снегурочку" Николай в раздумьях просидел в непосредственной близости к экрану, по-видимому, размышляя о несовершенности питерской сцены. "Знаете, в Москве у меня был настоящий снег. Там была машина, которая делала хлопья, и снизу падал... Ну а здесь был экран, и как меня учили в Российской Академии музыки имени Гнесиных по системе Станиславского, надо было представить, что шел снег... Поэтому я был поближе к снегу."
      Сбивчивые оправдания насчет снега как раз вплотную подвели нас к "Гранаде". Как и в "Натали", видеоряд здесь, по-моему, совершенно лишний, а возможно и задуман специально для отвлечения внимания от солиста при исполнении хоть и самодостаточной, но довольно трудной композиции. Не знаю, поспособствовали тому танцоры или нет, но все было на уровне.
      "Ну а это вы узнали, наверное, все!" "O Sole Mio" в исполнении Баскова я слышала впервые. Свобода в обращении с произведением была настолько полной, что напрямую граничила с некоторой неаккуратностью, но слава богу, совсем границу не перешла.
      Далее выступал балет, и что замечательно, вовсе не выглядел как заплатка в концерте на время переодевания солиста. Четкие, синхронные движения, легкость, слаженность, и все это жило на сцене в единстве с музыкой, подобранной очень кстати.
      Романс "Una furtina lagrima" прозвучал, к счастью, в классическом варианте, но такая академичность, видимо, показалась Баскову слишком скучной. Поэтому на одном из концертов Неморино был представлен зрителям спокойно стоящим посреди сцены, на другом - распластанным в избытке чувств по стенке, а на третьем эмоции оказался настолько сильными, что Николай даже порадовал нас совсем живым (без микрофона!) исполнением. Могу сказать, что это было лучшее из всего, что мне довелось услышать за эти три дня. Большего сказать не могу - не хватает лексического запаса... :-)
      Сама себе удивляюсь, что добравшись почти до конца первого отделения, я еще почти ни к чему не придралась.:-) Но первое отделение, можно сказать, академическое, действительно прозвучало на очень высоком уровне. Все интересное для прочтения, а не прослушивания на концерте будет во втором...:-) Но идем дальше.
      "О, любовь..." - до боли знакомая мелодия, но которую я, к стыду своему, так и не смогла идентифицировать. Временами казалось, что тема вплотную подходит к границе стандартного тенорового диапазона, но и там голос звучал почти величественно, и вместе с тем как-то просто и человечно, в третий раз в течение концерта после "Карузо" и "Una furtina lagrima" заставив подрагивать нервные окончания у наиболее впечатлительных. :)
      "Следующая песня, которую я хочу подарить... Где-то я ее пою 5й концерт, но до сих пор не выучил слова. .. Но так как на белые ночи в Санкт-Петербург приезжает много иностранцев, особенно итальянцев, то не хотелось бы опростоволоситься. Поэтому я буду петь с пюпитром... с вашего разрешения..." Это о "Мари". Вот ведь ужас-то где! - что и за слова такие, что за месяц, прошедший со времени московских сольников, Коля так и не смог их выучить! :-) Впрочем, прогресс налицо - припев мы пели уже наизусть, хотя во время второго куплета еще водили пальчиком по тексту.:)
      Дуэт Баскова с Ларисой Рудаковой вызвал у меня необъяснимое психологическое отторжение. "Тайна" получилась откровенно пустая, и совсем уж не к месту упавшего под конец на колени Баскова Лариса материнским жестом погладила по головке... Ну а про закрывающего первое отделение "Призрака в опере" я уже высказалась. Николай, кстати, высказался тоже: "Третий раз на бис я петь на буду!"

      "В первом отделении попели, теперь можно и поплясать", - видимо, так подумал Коля в антракте, и все второе отделение зрителям демонстрировали не столько вокал, сколько неизвестно откуда взявшуюся пластику вкупе с актерским мастерством.
      Действо открылось песней "Настанет день", сопровождающейся шумом двух фонтанов за сценой. На беду фонтаны оказались далековато от мостика, их разделяющего, и тянуться к воде, чтобы намочить уже зарекомендовавший себя черный зонт, было тяжело. Увлеченный тем, как бы поэлегантнее обрызгать сцену и себя и после того выбросить за ненадобностью зонт, Николай, похоже, совсем забыл про музыку, напутал слова, а на нижних нотах в куплете вдруг полезла какая-то совершенно несвойственная ему грязь... Но вспомнив к концу песни, что он прежде вокалист и только потом выбрасывальщик зонтов, Коля все-таки доказал первое шикарно взятой последней нотой, протянув ее невообразимо долго еще после того как оркестр смолк. Зрители остались довольны. :)
      "Скажите, девушки..." ознаменовались микроскопическими кусочками танцев, которые Николай пытался повторять за балетом. Правда, остановы "на самом интересном месте" заставляли особо придирчивых зрителей недовольно кривить рот - ну что, мол, а дальше-то? "А если дальше, мне не спеть тогда", - обезоруживающе улыбался Басков и убегал наблюдать за балетом повыше на ступеньки...
      "В моем репертуаре есть мое самое любимое произведение, которое показывает, вообще, мой интеллектуальный уровень," - перл, с размаху вдавивший меня в кресло своей самодовольной значимостью! И выражение лица во время исполнения "Мгновений" у нас было соответствующее. "Я всегда понимаю, что можно веселиться, можно отдыхать, надо трудиться, но часто надо задумываться о том, как ты живешь, для чего ты живешь и что ты сделал сегодня, чтобы завтра тебя не забыли..." И лишь чуть-чуть нарушали картину общей высокой интеллектуальности безоблачные лица бэк-вокалисток... :-)
      "Самое гениальное произведение всех времен и народов, самое тонкое, что нас связывает, как говорится, в едином и вездесущем бытие, можно сказать, всеобщем ангеле-хранителе Господа бога..." (И не смотрите на меня так подозрительно. :-) Ей-богу, не я придумала!) В общем, "Аве Марию" мы пели, обняв бэк-вокалисток за талии и томно покачивая бедрами в такт... Нет, в целом я не против экспериментов, послушали в таком виде - и замечательно. Но к следующему разу, пожалуйста, верните "Аве Марию" на место! А именно - поближе к первому отделению, строгому костюму и серьезному настрою.
      На песне "Прощай, любовь" по полной программе продолжались приставания к бэк-вокалисткам. Надо сказать, что девушек две, и из них Наталья относится к нежностям Баскова достаточно холодно, зато Вика просто расцветает-тает-тает, и с ней можно себе позволить гораздо больше всякого рода вольностей. Например, засунуть розу за декольте. Это ничего, что с шипами, любовь все стерпит! :-)) Что касается мужской части бэк-вокала в лице Николая и Андрея, то она относится к жизни с философским спокойствием, не страдая ни от недостатка внимания Баскова к собственным персонам, ни от его избытка по адресу девушек.
      А вот любовь свою Басков до сих пор ищет в каждом зале...
      - Ну где моя любовь? Кто цветок поймал?.. О, нашел! После выступления... (многозначительный кивок в сторону кулис...)
      Так порадуемся за нашедшие друг друга счастливые сердца! :-)
      "Любовь, она ведь приходит, но иногда часто она уходит. И мы остаемся одни..." Третий день ломаю голову над смысловой нагрузкой освобождения солиста от верхней одежды на песне "Для тебя"... Имелось в виду, что пиджак с жилетом остаются на сцене, а все, что осталось, - как раз предназначается "для тебя"? У кого есть версии, скажите мне, а то ведь так и умру в неведении... :-))
      .Второй сольный выход балета произвел уже меньшее впечатление. "Мудрено", - как сказал известный герой... То ли под впечатлением предыдущего номера, то ли под влиянием неумолимого приближения конца концерта, моя творческая мысль упорно отказывалась воспринимать преподносимое лицами в бесформенных одеждах пусть даже профессионально отточенными движениями.
      "Верю, надеюсь" я, честно сказать, провела в изучении покроя последнего на данный момент костюма. Но наряду с украшениями в платье, они же, появившиеся в музыке в конце припева облагораживают достаточно быстро надоедающую песенку и демонстрируют явное улучшение вокальной техники, что всегда приятно.
      Зато следующая музыкально-танцевальная композиция "про цыган" превзошла все ожидания! Хоть в утомленном мозге периодически и вспыхивали ассоциации с известным припевом народной песенки про тумбочку, надо отметить, что занятия сцендвижением с Элиной Быстрицкой явно не прошли для Баскова даром.
      После такого самоотверженного отплясывания Николаю обязательно надо было отдохнуть. И удобно устроившись на ступеньках (пятки на нижней, локоть на верхней, а всего их штук 10... ), он начал свое очередное неторопливое повествование. "Сейчас я вам хочу рассказать совсем другую историю о том, о чем мечтает каждый. О своих чувствах, о своем счастье, своей жизни. И дай бог вам каждому, чтобы в любой момент вашей жизни у вас выросли большие два крыла... И вы полетели на них, на крыльях любви. Как я..."
      Под конец звучало любимое попурри, причем, принцип, по которому Басков определял, на каком языке петь какую строчку, опять же остался неизвестен. Впрочем, слов было все равно не разобрать, т.к. все они тонули в несмолкающих аплодисментах. Зато было очень весело и каждый вечер по-разному. А на самом последнем концерте Николай от избытка чувств, похоже, решил подставить в последние строки еще и собственный текст:
      "Я сегодня с вами,
      Этот вечер с вами,
      Буду долго, очень долго
      С вами петь и танцевать...
      Это вечер с вами
      Буду долго я... "

      Последние две (а на последнем концерте - три) песни превратились в сплошное слезное прощание... Он устал, но ему так не хотелось уходить... На сцене творился беспредел: "Посвящение", с периодическими попытками перейти в джазовую манеру, "Карузо" с вставками русского текста, а потом и без микрофона при замершем в оцепенении зале (это после трех-то часов пения...), "Прощай, любовь" хором ("ну самый-самый последний раз, только сегодня") И все это, конечно, сопровождалось сумбурными признаниями в любви и пожеланиями вселенских благ. И даже когда расходились оркестранты, и зрители большей частью покидали зал, Коля в одиночестве выбегал на сцену и смотрел на последних уходящих зрителей большими удивленными глазами: "Ну куда же вы? Я же еще здесь..." Так хотелось сказать. что мы еще вернемся...

 

 

вернуться к содержанию "Хроник"

      webmaster@www.eliton-rus.ru