"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "

/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

 

 

"Вы просите песен? - Их есть у меня!…"

 

"Мы любим не то, что совершенно,
А делаем совершенным то, что любим…"

Глава первая. 29 ноября, г. Одесса

      Трудно, ох трудно писать о том, чего так долго ждала одесская публика и, наконец-то, дождалась, удовлетворилась (?!) услышанным, увиденным, пережитым, и разошлась в задумчивости… В задумчивости - от полярности мнений прессы и критики, от несуразности строгих, порой сверх строгих, нападок и, одновременно, от безумного обожания и поклонения.
      Итак, Украина тоже вошла в гастрольную карту концертов Николая Баскова. Я не знаю, случайно или нет Одесса была выбрана первым городом для гастролей певца в Украине, но то, что Одесса - особый город, со своим лицом и мнением, иногда отличным от общепринятого, город, давший миру многих известных людей, в том числе и великих музыкантов, - это знают все. Как-то в приватных беседах с посетителями нашего сайта я упоминал, что было время, когда об Одессе (давненько, правда) говорили, что это, конечно, не первый город в России, но и не второй! :-)). Сейчас уже такого, к сожалению, не скажут, :-((( но, тем не менее, до сих пор это город определённых культурных традиций, особенно - музыкальных, город прекрасных музыкальных педагогов и их учеников.
      И вот концерт Н.Баскова объявлен. Полощутся на ветру огромные баннеры, стандартными афишами с томными портретами заклеен весь город, билеты, несмотря на их цену (держись, Москва и Питер! - до $165, в Киеве - до $182), раскуплены мгновенно. Многим не досталось и этого:).
      Концертной площадкой избран небольшой уютный театр оперетты, в котором в течение текущего месяца побывали на гастролях В.Меладзе, Л.Агутин, Валерия, Б.Моисеев, В.Леонтьев, Земфира, Клара Новикова, В.Юдашкин с показом моделей, а в других концертных залах - Е.Камбурова, С.Ротару, Николай Петров.
      Я рассказываю о гастрольной афише Одессы за один месяц для того, чтобы читатели понимали, что выбор у жизнерадостных одесситов, желающих куда-либо пойти "приобщиться к прекрасному", - всегда есть. И если один из вечеров они решили провести в обществе "Золотого голоса", то, видимо, выбор этот был абсолютно сознательным.
      Правда, многие спрашивали, чего ж не предоставили для концерта нашу жемчужину - прекрасный оперный театр, один из красивейших в мире, с его балконами и плафонами, с парадными лестницами и Головинским занавесом, со сказочной люстрой, лепниной и бархатом? Ведь там изумительная акустика, да и обстановка в зале под стать певцу. Вот бы ему там спеть без микрофона! : ))), как это делали в своё время Титта Руффо, Батистини, Джеральдони. Но, но, но… :((, всё зависело от организаторов гастролей (или, не всё?) : ))).
      Правда, накануне концерта этих самых организаторов и счастливых обладателей билетиков с заветной буквой "Б" всерьёз обеспокоил пронёсшийся над Украиной ледяной ураган, оковавший, покрывший многосантиметровым ледяным панцирем всё вокруг, каждую травинку, каждую веточку, все автотрассы, железнодорожные рельсы и провода :- (. Мне привелось проехать по такой дороге от Одессы до Киева в ночь с 29 на 30 ноября… Скажу вам - зрелище не для слабонервных :- ))). Триста пятьдесят километров сплошного льда, тоненько, но зловеще позвякивающего, позванивающего, пугающего одновременно своей красотой и ужасом. Казалось, что автомобиль, как сухопутный "Титаник", пробирается сквозь кружева сказочных льдов: чем дальше - тем страшнее…
      Это я пишу для того, чтобы читатели поняли, с каким замиранием сердца полторы тысячи человек - обладатели билетов на концерт Н.Баскова - прислушивались к метеосводкам. Всем очень не хотелось, чтобы из-за непогоды Николай не смог бы к нам добраться, и концерт был бы отменён.
      Но всё сложилось, как нельзя лучше: погода позволила, чтобы концерт состоялся! :- ))).
      И вот мы в театре. Публика нетипичная для концертов Н.Баскова. Мужчин больше чем женщин. Очень мало школьниц, привычных моему глазу по московским выступлениям артиста. Молодые девушки - это длинноногие модельки с длинными волосами и с изящными букетиками в руках. Замечены с букетами и молодые люди интеллигентного вида.
      В зале прохладно :- (((. Теперь стало обычным у коммунальщиков - для них зима наступает всегда неожиданно, когда её никто не ждёт :-))), и они, зная, что еще позавчера на дворе было +14, не спешили готовить отопительную систему театра :-(((.
      Зрительный зал - небольшой, уютный, напоминает жемчужную раковину, в которой верхняя створка в виде балкона нависает над партером. Партер поднимается от сцены достаточно крутым пандусом, так что с любого места хорошо видно всё происходящее на сцене. А уж о звуке беспокоиться не стоит :-))). Современные фокусы и штучки звукорежиссёров не сильно берегут барабанные перепонки зрителей :- ), а привезенная аппаратура, мы были уверенны в этом заранее, донесет до слуха зрителей каждое форте и пиано, как бы артист ни спел :-))).
      Занавес открылся. Сценографы предложили зрителям почувствовать себя в уютной обстановке красивой гостиной, со светящимися люстрами, канделябрами, со спускающимися, по-особенному задрапированными занавесями, пальмами в кадках и живыми цветами на авансцене.
      На сцене артисты Одесского Государственного филармонического оркестра, хор студентов Одесской консерватории им. А.В.Неждановой. Дирижер - Эдуард Дядюра (Москва). Звучит увертюра. Хотя мы все не наивные зрители, и знаем, что во многих подобных случаях обычно нам дают фонограмму, но, глядя на слаженные действия музыкантов и дирижера, рады обманываться, что слышим живой оркестр :- ))). Понимаем ведь, что это - не главное. Главное, чтобы дальше Голос был живой! :-))).
      И вот он - Голос! Как всегда - лучезарная улыбка, милые приветливые жесты в публику, поклоны… Костюм - строгий черный, с расшитыми рукавами. И Николай, и ведущий концерта Владимир Березин говорят несколько приятных слов одесситам, что они "рады приехать в известный всем город, где с музыкой всё нормально (!), и который дал миру великих музыкальных деятелей". Березин даже произнес несколько фраз на украинском языке. Если бы мы знали, что прабабушка и прадедушка Николая с Украины, как он сам об этом сказал на концерте в Киеве, - мы бы заставили его самого сказать это всё по-украински :-))). Я думаю, что у него это получилось бы не хуже, чем у иных одесситов, так как в принципе Одесса - русскоговорящий город:-))).
      Конечно же, начало - это "Памяти Карузо". Мне, до этого слышавшему Николая в "живых" концертах и в опере уже не единожды, была интересна реакция публики. (Давайте вот на этом месте сразу отбросим любые мысли о том, что же мы всё-таки слышим на концертах - живое исполнение или мастерски сработанные фонограммы. Будем говорить о том, какое пение мы слышим :-)), зачем думать в праздник о плохом :-)).
      Да, одесситы сразу приняли этого молодого человека. Да и было за что :)! То ли свежеватый воздух так мобилизовывал певца, то ли он был в апогее своего вдохновения, но голос его лился так, что мысли просто путались, и трудно было понять, где ты - еще на земле или уже в космосе. Знакомство состоялось !:-))). Одесситы признали певца. Аплодисменты, цветы, всё, как водится… Цветы, кстати, можно было преподнести певцу прямо на сцене, никто особых препятствий этому не чинил. Я, конечно, видел потом двухметроворостых охранников Николая, но милым девушкам никто не возбранял одарить артиста цветами и даже чмокнуть его при этом.
      Не буду останавливаться подробно на каждой мелодии. Скажу только, что ведущий программу В.Березин перерывы между песнями заполнял словами из концерта "Шедевры уходящего века", а зрители в данный момент смотрели программу "Посвящение" с соответствующими и известными уже всем по дискам и телеверсиям песнями и ариями. Ну, может, это тоже "Шедевры", только часть I. Кто ж их знает, режиссеров, как они мыслят? :-). Тем более что о составителях программы не сказано было ни слова.
      Поскольку такие же концерты прошли во многих городах, и Хроник о них на нашем сайте достаточно, расскажу о некоторых особенно запомнившихся моментах, которых точно нигде не было.
      При исполнении романса Неморино в зале наступила какая-то особая замогильная тишина, которая густела с каждой минутой и заставляла приготовиться к чему-то невозможному. Искушенный одесский зритель еще до "музыкальной фишки" певца уже заранее знал, что за этим последует! :-). И вот микрофон сорван, и со сцены полился чистый живой звук… Ну, что можно сказать? Здесь сыграло на руку то, что зал невелик, и звук живого голоса благополучно достигал самых отдаленных его уголков. Певец слушателей не разочаровал…:)! Звуки прекрасной мелодии лились чисто, красиво, но недолго :-(.
      Овации после этого номера программы были особенно бурными. Вручать цветы среди прочих вышла и маленькая девочка лет восьми. Но, видимо, услышанное на неё так подействовало, что, еще не дойдя до объекта вручения букета, она расплакалась. Не глядя отдав букет, она уткнулась головёнкой в бок Николая, и так стояла некоторое время… Ласково погладив ребенка по головке, Николай что-то сказал ей. Девочка тут же просияла и уже спокойно пошла на своё место.
      Это я рассказываю для того, чтобы подчеркнуть, что не только на возрастных домохозяек, как пишет сейчас о НБ пресса, но и на незамутнённые детские души каким-то особым образом воздействует чарующий голос певца. Вряд ли эта девочка знала что-то о конъюнктуре шоу-рынка, о взаимоотношениях высокой классики в музыке и песенно-танцевального жанра. Она своими чистыми слезами, слезами катарсиса, показала, как бесхитростная душа воспринимает то настоящее, чем с нами смог поделиться певец :).
      Еще момент. После исполнения песни "Мари", которая прозвучала просто великолепно, в череде подносивших букеты оказалась смелая девушка, которая шепнула Николаю, что у неё сегодня день рождения. Подарок от него она получила тут же на сцене. Николай спросил, как её зовут. Оказалось - Ириной. И он весело, задорно, с большим чувством и абсолютно от души спел ей без сопровождения целый куплет "Happy Birthday" с такими модуляциями и обертонами, что этот экспромт тут же можно было вставлять в программу концерта отдельным номером. Девушка-именинница была счастлива, и зал - вместе с ней :).
      Мне при этом, правда, вспомнился день рождения другой прекрасной девушки, которую Николай совсем недавно на всю страну тоже поздравил с её днем рождения, но с более высокой сцены, посвятив ей одну из лучших и красивейших своих песен "Because you are my lady", но это уже слова из другого рассказа…
      И еще один веселый момент. При очередном выходе на сцену вереницы красавиц с цветами, вместе с ними туда же поднялся и вполне интеллигентного вида молодой человек, у которого в руках ничего не было. Со стороны могло показаться, что это кто-то из оркестра так по-хозяйски направляется к певцу. Но юноша, подойдя к Николаю, попросил разрешения просто пожать ему руку в знак своей признательности за творчество. На что Николай тут же отреагировал: "Да, действительно, а зачем цветы? Вот так выйти, пожать руку - и вся благодарность!". Зрители шутку оценили…
      И еще. Надо сказать, что в Одессе почти все песни Николай Басков не только хорошо спел, но многие из них он еще и хорошо сыграл. А для этого ему надо было перед песней как-то настроиться. И вот перед исполнением "Для тебя", на мой взгляд, очень трудной песни, которая у Николая не всегда легко получалась, он застыл в нужной позе, музыка тихонько вступила… И вдруг откуда-то с балкона запоздавшая реакция тугодумного зрителя на только что отзвучавшую божественную "Аве Мария" - громкий крик: "Колюня! Будь здоров!". Ну что делать Николаю? Он останавливается, поворачивается к зрителям и говорит: "Ну, что сказать? Только настроишься на серьёзное произведение, а тут - такое…". (Надо сказать, подобные выкрики частенько бывают у НБ на концертах :-). Но спел он после этого настолько мощно и сильно, что такого исполнения этой вещи я у него не слышал ни разу.
      Можно, конечно, рассказывать без конца о мелодиях, которые нам представил Николай, но чтобы выделить наиболее запомнившиеся, поведаю только о тех, которые произвели особое впечатление.
      Не песня, а мини-ария получилась у Николая при исполнении "Верю, надеюсь…". Он её не спел - сыграл! Не бухался при этом, как мы уже привыкли, с размаху на колени, а как-то особо драматично донес нам свои чувства. Хотелось вместе с ним в конце песни сказать, просить, кричать, молить: "Не исчезай! (Не покидай нас!). Не надо, не надо, не надо, нет!".
      Теперь о дуэте. Ларису Рудакову, заслуженную артистку России, солистку Большого театра, с должным пиететом представили зрителям и В.Березин и сам Николай. Он сказал буквально следующее: "Эту партнёршу я отбил у самого Паваротти!". Гм-, гм-, что имелось ввиду?:-). Надо понимать, партнершу по музыкальным дуэтам :-). Конечно, звездная пара исполнила "Phantom of the Opera" Э.-Л.Уэббера. И, конечно же, дважды :-))). Уже не помню, просила ли публика об этом :-), но кто её, публику, будет спрашивать, когда всё идет по четко отработанному графику, по накатанным рельсам.
      Понятно, что думать на уже идущем концерте об изменениях рисунка представления номера никто не будет, но мне, в течение одного месяца слышавшему "Phantom" шесть раз, хотелось внесения хоть какого-то разнообразия, кроме как выхода Призрака каждый раз из другой точки зала, из-за чего бедной Кристине долго приходилось искать его глазами по залу, так как на звук его голоса она не могла ориентироваться - голос лился из многомощных динамиков на сцене. Но к несказанной радости зрителей Призрак всю мелодию вторократного исполнения бегал между рядами кресел и был прекрасен в своём неистовстве и порыве.
      Правда, за грохотом звука трудно было разобрать слова, которые он пел :-(, а так хотелось услышать его резкое, но четкое "That man and mystery…", так поразившее меня на мартовском концерте. Увы, сейчас была представлена совсем иная трактовка :-(.
      Во втором отделении концерта Николай поделился со зрителями словами, которые он слышит иногда от своей мамы: "Мне 24 года, и в голове у меня ветер гуляет, как говорит мне моя мама". Этим он хотел подготовить слушателей к восприятию песен совсем другого характера…
      И вот на сцену вышел он! Весь в белом! :). Ох уж этот расшитый камзольчик! :-). Да нет, не вышел, а выбежал, выкинув одновременно при этом из-за кулис танцующую цыганку. Сколько она оборотов сделала в воздухе - не сосчитать! Но, удачно приземлившись, сразу пустилась в пляс, несмотря на то, что Николаю было "Что-то грустно…"
      Зрители поняли, что исполнение таких мелодий и в таком темпе - это и есть "ветер в голове" звезды :-)! Но в претензии не были :-). В отличие от московских концертов, балет на сцене был в ограниченном количестве и певцу не мешал. Николай всё-таки не все силы бросил на танцы, кое-что осталось и голосу :-).
      "Два крыла" были исполнены традиционно, и дали возможность певцу перевести дыхание.
      И вот драгоценный камзольчик слетает с плеч, небрежно комкается, и с такой силой швыряется за кулисы, что кажется, что подбирать его уже надо где-то в фойе :-). И завертелось всё на сцене - и море, и лодки, и моряк с корсаром, которые никак не зарифмуются и не поделят Марину :-). Длины "Попурри" хватило, чтобы пару раз обежать зал, получить еще припасенные сверхвыдержанными особами букеты и завершить песню, запрыгнув немыслимым образом спиной вперед на барьер оркестровой ямы. Как это ему удалось, и при этом не упасть - думаю, гадали многие :-). Но он был в ударе! Милый, веселый, улыбчивый юноша, распахнутый в этот вечер всем навстречу, любящий весь мир, и ожидающий такого же по отношению к себе. Публика вознаградила эти песни-пляски по достоинству :-).
      А следом шёл "Карнавал". И опять фейерверк танцев, костюмов, зажигательных звуков в стиле латино. Да, уж позвал нас на праздник Николай! :-) Был ли такой зритель, которому к этому моменту было прохладно в зале? Наверное - нет! :-) Неистовый огонь чувств извергался со сцены! А каким умелым соблазнителем показал себя певец, как мастерски завлекал он одну из солисток трио "Маэстро"! Куда там Патрику Свэйзи из "Грязных танцулек"! - эти уверенные, и в то же время нежные жесты Николая не оставляли сомнений, что его-то и позовут на любой карнавал :-)!
      Думаете, на этом праздник души и сердца закончился? Нет, всех ждал еще один искрометный огнедышащий номер - "Besame mucho". Правда, исполнение было несколько иным, чем я это видел в "Шедеврах уходящего века". В этот раз "Целуй меня" прозвучало более драматично, более печально, все возможные бархатные низы своего чарующего тембра Николай вложил в его страстное исполнение, и публика почувствовала, что расставание с "золотым голосом" уже близко :-(.
      Что тут скажешь? Можно было аплодисментами и криками "Браво!" продлить себе очарование, но аудитория понимала, что свою дозу адреналина она уже получила сполна.
      После всего увиденного и услышанного зрители знали, что Николай чем-то особенным должен завершить концерт. Привычным для всех уже стал повтор "Карузо". Но то, что получилось на самом деле - превзошло все ожидания и чаяния одесситов. Прощаясь, Николай Басков спел ещё раз всего "Карузо", но без микрофона и в сопровождении рояля, за которым был Эдуард Дядюра.
      Что ж, достойное завершение концерта! Большего публика и не просила.
      Таким был наш одесский концерт. Певец, думаю, не был разочарован приёмом. Состоявшееся после концерта интервью с Николаем еще больше утвердило в мысли, что в Одессу он приедет еще не раз и споет в нашем красивом оперном театре. А каким артист предстал перед зрителями в этот вечер вы можете увидеть на фотографиях, которые выполнены фотожурналистом, носящим абсолютно одесскую фамилию - Леонид Бендерский :-).

 

Глава вторая. 30 ноября, г.Киев

      Эта часть Хроники будет значительно короче предыдущей. Как нельзя дважды вступить в одну и ту же воду, так нельзя провести одинаково два концерта подряд.
      В Киеве концерт проходил в Национальном дворце "Украина", который отличается богатым убранством, особенно красивы там люстры, паркет, мраморные стены с мозаикой, фонтаны и экзотические цветы в фойе.
      Концерт был объявлен "Шедевры уходящего века". На сцене - белые изящные колонны, тончайшие, красиво драпированные занавеси. Оркестр, хор - всё на месте.
      Однако по первым же исполненным произведениям публика слышит, что программа идет "Посвящение". Ну, что ж, "Посвящения" в Киеве тоже еще не было. Смотрим, слушаем…
      В.Березин опять говорит свои слова об уходящем веке, о непреходящих музыкальных шедеврах, с которыми нас сейчас и познакомят, о главном герое сегодняшнего вечера, об оркестре, хоре и балете, которые будут с нами на этом празднике музыки.
      Николая Баскова 4000 зрителей встречают очень тепло. Артист поет, что положено по программе, публика внимает с трепетом и любовью…
      Но я-то чувствую, что что-то не так. Уж мне ли не знать Николая! :-). Ведь в который раз я на его выступлениях!
      Потом в интервью газете "Сегодня" Николай скажет: "Украину" (концертный зал - прим. авт.) пришлось завоёвывать, но я доволен. Приходилось отдавать все силы, чтобы людям понравилось. Тяжело было, так же, как в Кремлевском дворце".
      Вот потому, что тяжело было, и вышли после концерта многие газеты без восторженных статей и заголовков. Разные СМИ соревновались друг с другом, кто хлестче и больнее зацепит певца. Мне же лично хотелось им сказать: "Тпру-у, тпру-у, осадите, господа, осадите! Остановитесь, пишущие и говорящие! Поберегите свой запал! Ведь такие, как он, рождаются раз в столетие. Дайте ему время для совершенствования - и тогда обсуждайте, сколько угодно. А то, как почитаешь отдельные "критические материалы" о Николае Баскове, так и понимаешь, что одно имя его - "кайфуха" (извините, слово не из моего лексикона:-)) для иных журналистов. Может быть лучше, начиная говорить - обернуться назад, а затем посмотреть вперед?… Каждый человек публичной профессии подвержен особому и острому вниманию прессы. А уж НБ, с подачи своих собственных промоутеров, которые несколько переборщили с его раскруткой, рассматривается этой прессой особенно пристально. Да, эпатажем, сенсацией, напором можно достичь быстрой известности, но как же быть тогда с обратной стороной, с резонансом, который последует незамедлительно? :-).
      Самое главное во всем этом, что Николай Басков - поет, может петь, хочет петь. А все вокруг - это бизнес, это дело вкуса его промоутеров, и никакого отношения к искусству пения оно не имеет.
      А зрители после концерта действительно расходились со светлыми лицами. И я не сомневаюсь, что в минуту душевной невзгоды они дома поставят диск на проигрыватель, и вокруг разольётся: "Te voglio bene assaie ma tanto tanto bene sai…".

Дракошка

 

 

вернуться к содержанию "Хроник"

      webmaster@www.eliton-rus.ru