"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "

/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

 

 

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО,
или
Был и на нашей улице праздник

      Свершилось! Золотой голос России добрался и до Самары! Увидев афиши, народ долго не мог поверить в это чудо. Три недели тянулись в томительном ожидании. И вот настал сей знаменательный день - суббота, 25 ноября 2000 г. Но прежде чем перейти к описанию главного события этого дня, позволю себе сделать небольшое отступление.
      Поскольку программа "Посвящение" (а в Самаре была показана именно она - вернее, отрывки из нее) уже подверглась доскональному анализу практически в каждой второй из опубликованных здесь хроник, считаю, не имеет смысла останавливаться подробно на нюансах вокальной техники Баскова, его исполнительской манере, подборе репертуара, сценических костюмах и т.д. и т.п. В своем повествовании я постараюсь сосредоточиться на общей атмосфере концерта и некоторых особо запомнившихся мне любопытных моментах, коими представление в Самаре (на мой взгляд) отличалось от подобных концертов в других городах
      Концерт состоялся в Самарском театре оперы и балета. Накануне здесь же отметил свой 10-летний юбилей банк "Солидарность", и Басков выступал на этом мероприятии в качестве приглашенной "звезды". Таким образом, он дал в Самаре даже два концерта - только первый из них был неофициальным, исключительно для банкиров. Цены на билеты (на официальный концерт) по провинциальным меркам были просто запредельными: от 500 до 3000 руб. Я с мамой удовольствовалась билетами по 700 руб. в 3-й ряд бельэтажа (а проще говоря, балкона). Можно, конечно, было осилить и амфитеатр, но к тому моменту, когда мы опомнились, было уже поздно. Оставались только самые дорогущие первые ряды партера. А я как раз этой осенью угрохала кучу денег на разнообразные концерты. А еще нужно было задуматься о маячившем на горизонте концерте Леонтьева (я его давняя поклонница) и оставить хоть что-то и на него… Короче, бельэтаж так бельэтаж, - деваться было некуда. Придя в театр за час до начала, мы обнаружили там уже изрядное количество прихорашивающихся дам. Некоторые блистали вечерними туалетами, другие были одеты поскромнее, но все без исключения переобулись в выходные туфли и чинно прогуливались туда-сюда по фойе. В зал нас запустили за 20 минут до начала концерта. Заняв свои места и осмотревшись, мы с удивлением констатировали, что 80% зрителей в бельэтаже составляют пожилые супружеские пары, дети и студенты. Оказывается, тяга к прекрасному (или Прекраснейшему?:-)) ) заставила отнюдь не самых богатых людей Самары безжалостно расстаться со своими скромными сбережениями. Но я их понимаю: ну что значат деньги в сравнении с тем праздником души, на который нам посчастливилось попасть!
      Программа концерта, как я уже упоминала, состояла в основном из произведений с альбома "Посвящение". Публика оказала артисту теплый прием уже с первых минут его появления на сцене. Самарская публика вообще славится своей "отзывчивостью", никогда не скупится на овации и крики "браво". Басков сразу же покорил зал своей искренностью и детской непосредственностью. Было хорошо заметно, что далеко не всё из сказанного им в тот вечер (а говорил он довольно много) подготовлено заранее. Иногда он сбивапся, путался в словах - и тогда в его голосе чувствовалось неподдельное волнение. Но зрители великодушно простили ему все стилистические огрехи и грамматические ляпы, которыми (как всегда :-) ) изобиловала его речь. Ведь все слова шли от чистого сердца!
      У Николая есть одно несомненное достоинство: он умеет угодить публике, с легкостью налаживает контакт с залом. Вот и в Самаре он был очень галантен, уделял должное внимание преподносящим ему цветы дамам. Только два примера. От администрации театра ему подарили огромную корзину белых роз. Во время исполнения одной из песен он вытащил из корзины розу и использовал ее в качестве реквизита (по обыкновению оборвав ей половину лепестков :-)), а затем решил бросить цветок в зал, но, видимо, недостаточно размахнулся, и... роза упала в оркестровую яму. Какая-то девушка, сидевшая в первом ряду, сделала инстинктивное движение, чтобы поймать цветок, но - увы! - ее усилия оказались тщетными. "Видно, не судьба", - заметил по этому поводу Николай. Но, закончив песню, он взял из корзины другую розу, спустился в зал, подошел к той самой девушке и лично вручил ей цветок. При этом он сказал что-то вроде "Ты хотела получить эту розу? Вот, возьми". К сожалению, точно процитировать его слова я не могу, так как из-за оглушительных аплодисментов мы не слышали и половины того, что он говорил на концерте:-) А жаль… Он много шутил, и публика, сидевшая ближе к сцене, весело смеялась. Другой пример к вопросу о галантных манерах. Одна из подошедших с цветами девушек, видно, сообщила о том, что у нее сегодня день рождения. Тогда Басков пропел для нее в микрофон приличествующую в таких случаях песенку "Happy birthday to you" (предварительно узнав ее имя - Евгения), чем вызвал неописуемый восторг как у самой девушки, так и у остальной публики. (Теперь-то я знаю, что этот "экспромт" имел место не только в Самаре, и сие обстоятельство наводит на мысль о том, что либо это был вовсе не экспромт, а запланированный трюк, либо в каждом городе и в самом деле находятся такие счастливицы, у которых день рождения совпадает по времени с приездом Вселюбимого на гастроли. А может, это и не совпадение, а чистой воды лукавство - такой хитрый приемчик, взятый на вооружение сообразительными девушками? Ведь как это, должно быть, приятно, когда САМ Басков поет ТОЛЬКО для тебя одной!) А еще Николай сделал комплимент самарским зрителям, сказав, что ему очень приятно видеть таких нарядных людей, ради него одевшихся как на праздник, в то время как в Москве, по его словам уже не считается моветоном (ну, это уже моя интерпретация, он-то, понятное дело, выразился попроще :-)) приходить в Большой театр в кроссовках и джинсах.
      Немного о репертуаре. Начал Басков, естественно, с "Памяти Карузо". Затем последовали "История любви", "Гранада", романс Неморино (последние строчки, естественно, без микрофона, а затем - поиски этого самого микрофона, провалившегося слишком глубоко под одежду - и, как следствие, смех в зале), "Мари". О последней песне следует сказать особо. Что радует - в Самаре она была исполнена без пюпитра. (Видно, все-таки за полгода слова выучил. Прогресс налицо! :-) ) Затем Басков вызвал на сцену Ларису Рудакову (как всегда, с подробным перечислением всех званий и множеством высокопарных эпитетов, которые я даже и не старалась запомнить) и исполнил с ней "Тайну" и "Призрака оперы". Публика долго неистовствовала и не давала перейти к следующему номеру концерта. Поэтому заранее запланированный второй дубль "Призрака" смотрелся вполне естественным в подобной ситуации. Кстати, самарские девушки без жалости расставались со своими букетами, хотя и предвидели, что от Вселюбимогоони перекочуют в руки Ларисе Рудаковой. Так что Баскову не пришлось выпрашивать цветы для партнерши, как это было на других концертах, описанных в некоторых преставленных здесь хрониках. Тут уже сама Лариса попросила у девушек прощения, на что Басков отреагировал подготовленной шуткой о том, что после концерта он все равно заберет все цветы обратно. Второе исполнение "Призрака" отличалось от первого более оживленной беготней Баскова по сцене и в проходе перед первым рядом. Да еще реплики в адрес Кристины звучали по-русски: "Пой, мой ангел! Пой!". У меня сложилось впечатление, что уже на этом месте концерт можно было заканчивать - и никто из зрителей не остался бы в обиде. Это был апогей всего представления, публика дошла до крайней точки экстаза, буквально рыдая от счастья и почти оглохнув от собственных аплодисментов. Но концерт , как это ни странно, продолжился... Были исполнены "Что-то грустно", "Два крыла", "Для тебя", "Мгновение".
      Ближе к концу представления Николай устроил в зале настоящую дискотеку. Сначала он лихо отплясывал на сцене вместе с балетом во время исполнения попурри на песни Модуньо, затем спел "Карнавал", сделав кратковременную вылазку в зрительный зал. А после пригласил потанцевать всех зрителей, скомандовал операторам дать свет в зал... и под зажигательные ритмы "Карнавала" надолго скрылся из нашего поля зрения. То есть углубился далеко в партер (а с балкона в лучшем случае был виден только первый ряд партера). Поэтому нам оставалось только догадываться о том, что творилось внизу. Вот когда я больше всего пожалела о том, что нам не достались билеты в амфитеатр! Пропустила такое зрелище!
      После этой неистовой вакханалии Николай спел "Посвящение" и сделал вид, что собирается распрощаться. Он начал представлять публике оркестр, балет, хор, дирижера... Но никто, конечно, всерьез не верил, что он вот так возьмет и закончит концерт без второго дубля "Карузо". Но если бы он и собирался это сделать, ему все равно не дали бы уйти со сцены. Публика продолжала неистовствовать стоя, овации и крики "бис" не смолкали ни на секунду, и тогда Басков сказал, что сделает то, чего никогда раньше не делал (врунишка!!! J )... И спел "Caruso" на "бис" без микрофона под аккомпанемент фортепьяно. Зал притих, затаив дыхание, жадно ловя каждый звук, каждую ноту, - а потом взорвался еще более оглушительными аплодисментами. Самара была покорена своим кумиром. В общей сложности концерт длился 1 час 40 мин. Подозреваю, что в других городах Николай пел дольше (не говоря уж о Москве и Питере). Но не могу сказать, что отсутствие "Снегурочки" (в отличие от Саратова) повредило концерту. Скорее наоборот. И естественно, никакие фонтаны, дождь и снег до Самары не доехали. Может, этим и объяснялось отсутствие в программе соответствующих песен?
      Впечатление от концерта омрачили только два обстоятельства. Не знаю, только ли Самара этим грешит или в других городах положение еще хуже, - но почему-то сцена всегда оказывается поразительно грязной и пыльной. Причем это относится не только к театру оперы и балета, но и к филармонии. У них что, в штате нет уборщиц? Становится стыдно за свой город перед заезжими гастролерами. А в случае с Басковым это выглядело еще более отвратительно. Мало того, что он несколько раз с размаху плюхался на оба колена во всю эту грязь в своем знаменитом белом костюме (можете себе представить, на что были похожи после этого его брюки!), а его танцоры вообще ложились на сцену в полный рост, так еще от поднятой пыли у певца начало пересыхать горло , и он вынужден был постоянно прихлебывать воду из бутылочки. Правда, сам он объяснил такую жажду последствиями акклиматизации, но нетрудно было догадаться, что на самом-то деле во всем виновата поднявшаяся в воздух пыль. А тут еще дым начали пускать непонятно зачем - это же не рок-концерт, в конце концов! В такой обстановке и обычный человек непременно закашляется, а что уж говорить об оперном певце!
      А еще огорчило то, что, за редким исключением, местные СМИ почему-то обошли своим вниманием сие знаменательное событие в жизни нашего города. А те, что хоть как-то отреагировали, высказались очень скупо и в основном в критическом ключе. Как всегда, кое-что переврали :-) Ну, о том, что нашим газетам можно верить только на 50% (в лучшем случае), я уже давно догадываюсь. Здесь возмущает другое. Почему-то все репортеры так старательно охаивают Баскова только из-за того, что его активно раскручивают спонсоры. И тенор-де он никудышный, и весь из себя такой манерный, и т.д. и т.п. Но раскручивают ведь не какую-то безголосую бездарность типа Сташевского, а - наконец-то! - певца с великолепным голосом. Что ж тут плохого? Радоваться бы надо! А в одной из заметок Баскова упорно пытались сравнивать то с Элвисом Пресли, то с Пенкиным, то с Киркоровым, то даже с Леонтьевым. Так прямо и написали: "аристократическая попса от Киркорова и Леонтьева". Во загнули! Это ж надо додуматься - сравнить Баскова с Леонтьевым1 Я-то как раз ничего не имею против Леонтьева (даже наоборот), но более несопоставимые фигуры (как в прямом, так и в переносном смысле :-)) найти трудно. А уж утверждать, что Басков перенял что-то у Киркорова… Для этого ну просто о-о-очень сильно головой надо стукнуться. (думаю, все видели в новогоднем "Голубом огоньке" это удручающее зрелище: потуги Киркорова исполнить "Гранаду". Комментарии, как говорится, излишни…) В общем, эти заметки в газетах меня вконец разозлили. Один репортер в своем вранье совсем потерял чувство меры. Он намекнул на то, что концерт шел под "фанеру". Это уж вообще ни в какие ворота не лезет! А кто же тогда вместо Баскова пел "Caruso" без микрофона? И для чего он постоянно прикладывался к бутылке с водой, если от него всего-то и требовалось - молча разевать рот? Это же можно и с пересохшим горлом делать без особого труда. Спорить с такими очевидными фактами и доказывать, что белое - это черное, может только полный идиот. (Кем, судя по всему, и является автор той заметки :-) )
      Ну, да Бог с ними, со всеми этими злопыхателями. Главное ведь - впечатления простых зрителей. Тех, для кого, собственно, и поет Басков. Нас с вами. А впечатления были потрясающие. Эмоции били через край. После концерта все зрители были несколько ошалевшие, передвигались, как сомнамбулы. Некоторые даже не совсем понимали, где они находятся. Ведь вот только что вроде были в раю… И вдруг - какая-то очередь в гардероб, толпа народу. Возвращаться обратно в реальность ох как не хотелось! Но все хорошее быстро кончается - закончился и этот праздник души. Остается утешать себя надеждой на то, что праздник был не последний. И в один прекрасный день наш Золотой Голос опять приедет в Самару, и чудо повторится вновь. А пока будем жить в ожидании этого чуда…

 

 

вернуться к содержанию "Хроник"

      webmaster@www.eliton-rus.ru