"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "

/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

 

 

"То, что он делает, - можно назвать работой…
Лучше - назвать судьбой"

Приближается звук.
И, покорна щемящему звуку,
Молодеет душа.
Этот голос - он твой…

А.Блок

      Есть ли еще что-либо такое, чего не коснулось перо пишущих об этом человеке. И знаменитая его улыбка, описанная сотней эпитетов, и глаза, и медовые реснички, и жесты, и костюмы, и, конечно же, - голос. Золотым, платиновым, божественным - как только его не называли… Вываленных за прошедший год на него букв, характеризующих его появление и взлет, хватило бы не на одну пирамиду Хеопса. А накал эмоций, восторгов, любовей, сравним разве что с разрядом молнии, внезапно поразившим сердца доселе спокойных зрителей (зрительниц:-).
      И как в этой ситуации отреагировать в очередной раз на очередной его концерт? Можно, конечно, самому "приобщившись к прекрасному", оставить всё инетное сообщество в неведении, а каким же он был, этот очередной концерт, есть ли новации в программе, учитываются ли критические замечания специалистов и прессы… А можно просто, почти стенографически, рассказать вам о "Шедеврах уходящего века", какими в этот раз их увидел я. Только, чур!, не казнить меня за предвзятость или излишнюю критичность, или, наоборот, за мягкость и попустительство.
      Итак, "Шедевры…" - в Одессе, в зале театра музыкальной комедии. Чуть отступлюсь от темы и поясню тем многим, которые частенько спрашивают меня в инете, а почему такому Голосу не предоставляется сцена жемчужины среди оперных театров мира - сцена нашего, одного из красивейших в Европе, театра.
      Дело в том, что в оперном идут сложные реконструкции фундамента. Театр хотя и работает, но администрация его прекрасно понимает, что, объяви в этом зале концерт Н.Баскова, никакие силы не сдержат зрителей, желающих заполнить всё свободное пространство зала и ярусов, имея на то билеты или только знакомых билетёров:-). А при проведении таких реконструкций это просто небезопасно. Поэтому Голос второй раз довольствуется небольшим, но уютным залом театра оперетты.
      Как сказал об Одессе выбежавший на сцену, запыхавшись, "самый диктор Российского телевидения" (цитата из НБ), Владимир Березин, Одесса опять стала первым городом вне России, с которого команда начинает очередной тур очередной программы Золотого голоса.
      Пока ведущий говорил положенные слова о нашем городе, "городе весны, любви, лучшей в мире публики, знающей толк в музыке", зрители недоуменно созерцали практически неукрашенную сцену. Если на предыдущем концерте сцена была представлена соответствующим образом, то сейчас всё её убранство составляли подвешенные на разной высоте люстры. Сомнительно, чтобы в театре, имеющем значительный репертуар, достаточный запас реквизита и декораций, не нашлось деталей, которые бы утеплили обстановку на сцене, создали бы атмосферу праздника и уюта. Зрители понимали, что возить за собой бесценные громоздкие декорации Бориса Краснова накладно и хлопотно (хотя гастролировавший пару недель назад А. Малинин их привез:-), но заказать наперед театру элементы декораций хотя бы из "Летучей мыши" или "Моей прекрасной леди" можно было. И что же тогда оговаривается в том многотомном райдере, условия которого необходимо выполнить принимающей стороне, чтобы гастроли состоялись?:-). Неужели надо только подать к трапу авто определенного цвета и длины и сосчитать пылинки в гостиничном номере?:-).
      Ну, да ладно. Концерт начался. Маэстро П.Овсянников, как обычно, самая, что ни на есть, элегантная улыбчивая доброжелательность. Оркестр и хор - в готовности. Ждем Голос. И вот - он!:-). Николай, заметно постройневший, как всегда, с лучезарной улыбкой, добрым взглядом, широким жестом приветствует публику: "Дорогая и любимая Одесса! Добрый вечер!". Это я пишу для тех, кто уже успел съязвить мне в инете, что НБ везде говорит одно и то же:-))).
      Зал взорвался! Ну, любят его в Одессе, любят и боготворят:-), принимают, как близкого долгожданного друга. Одна из моих инетных собеседниц, москвичка, сказала как-то в Сети, что у них, только лишь НБ открывает рот, в зале устанавливается немая тишина. Нет, дорогие мои! Одесса - это вам не спокойный северный народ. Чтобы угомонить этих зрителей - с ними надо было немного поговорить:-).
      И вот тут мы и услышали обмен любезностями между В.Березиным и Н. Басковым. Один:- "Артист, который может всё!", "Блистательный маэстро, несмотря на свои молодые годы", "Надежда и гордость российской музыкальной культуры":-). Другой:- "Главный диктор, самый (!) диктор Российского телевидения, самый интеллек….., интеллигентный диктор Российского телевидения":-). Да, видно было, что составление даже простых фраз - не конёк Николая:-))).
      И вот, наконец, то, ради чего все здесь собрались - первые звуки Голоса. "Ave Maria". Действительно, божественная песня, божественный голос, достойное исполнение. Артист был на подъеме, в апогее своего настроения, пел с небывалой самоотдачей. Зрители пребывали в царстве небесных звуков неземной мелодии.
      Затем "О Sole Mio", "Вернись в Сорренто", "Be my love" и "Застольная" - как всегда органичный дуэт с колокольчиком голоса Ларисы Рудаковой.
      Певец лучился счастьем, счастьем зрительской любви и счастьем преодоления музыкальных трудностей, с которыми легко справлялся. Направо-налево раздавал нарочито широкие поклоны и принимал претенциозно-театральные позы:-). Вот и первые цветы от поклонниц. Но цветов было немного. Видимо зрители всю свою благодарность вложили загодя в стоимость баснословных билетов (до $180), а затем её вкладывали лишь в аплодисменты и в крики "браво", неизменно сопровождавшие каждое призведение. Особый, долго неумолкающий театральный шум, стоял после каждого номера:-).
      Вскоре на сцене мы увидели новый балет Николая Баскова "Виват". Ну, что скажешь? Молоды они еще!:-(. Стараются, но шарма и куражу у ребят пока нет:-))). Хотя Березин после их выступления сказал: "Не подвели! Спасибо!". Видно, были сомнения и у команды:-).
      Затем Николай предстал перед нами в белоснежном костюме, который ему очень к лицу. И, слава Богу, без этого непродуманно широкого красного кушака. Прозвучавшие "Ах, ты, душечка" и вся серия русских песен были исполнены как на классическом экзамене по вокалу - напевно, широко, где-то разухабисто, мощно, задорно и весело.
      Единственное, при исполнении "Что-то грустно…" не было уже той залихватской удали, к которой мы все привыкли, да и в общем танце Николай участвовал без прежнего азарта:-(. Не иначе, как сказалось отсутствие драгоценного расшитого белого камзольчика и опытных завлекающих цыганок-танцорок:-)))).
      Об окончании первого отделения певец оповестил зал своей обычной фишкой - пением без микрофона. Эти пару слов о том, что сейчас будет антракт, Николай пропел столь сложно и витиевато, с таким количеством колоратур, сопровождавшихся напыщенно-театральными жестами, что можно было подумать, что это отрывок из какого-то музыкального произведения:-))). Но публика уже знала - эти фокусы на концерте певца будут непременно.
      Второе отделение состояло из не менее прекрасных мелодий, хотя многие из них нам давно знакомы. Вот, "Верю, надеюсь". Помните, как там у вас на дисках - прямо бормотанье какое-то в начале песни. Герой весь в себе, поет как бы сквозь плохо слушающиеся губы, вспоминает минуты любви "про себя", его чувства не для широкой публики… А сейчас мы увидели, что взросление и опыт жизни отложили свой отпечаток на трактовку этой мелодии. И это уже не песня-молитва юного восторженного сердца: "Не покидай меня!", а драматическая ария, прекрасная возвышенная мелодия.
      Наверное, такое сдержанное исполнение тоже нашло своих слушателей, так как среди вручавших цветы певцу был и совсем пожилой мужчина. Один из цветков Николай с размаху зашвырнул в зал. По раздавшемуся счастливому визгу цветок, видимо, достался совсем молодой поклоннице:-).
      А вот и одна из любимых моих мелодий - "Power of love". Да, спел он её прекрасно, но без надрыва, не падая при этом в обморок и не отряхиваясь от неё, как от наваждения, чтобы вернуть себя в реальный мир, как это было в Кремле на ноябрьских концертах. "Скорую" вызывать не надо было, чтобы привести его в чувство. Те, кто был в ГКД, могут припомнить, как долго Николай не мог подняться после исполнения этой самой "Ты - моя леди, я - твой мэн", упав на последних тактах в поклоне. А какой отсутствующий взгляд у него был, когда он с трудом пришел в себя. Да, проходит время, приходит мастерство и профессионализм. Но мы, зрители, лишаемся той глубокой и такой неоценимой частички души актера и певца, которые он вкладывает в произведения, когда исполняет их, сомневаясь еще в себе и в своих чувствах.
      На нашем концерте, как это ни покажется странным, Николай много разговаривал с залом. Он опять был не в ладах с падежами и согласованиями слов, и сам же над собой за это подтрунивал :-))). Например, Николай рассказал историю, как в Большом театре 6 апреля при исполнении арии "Я люблю вас, Ольга" в наступившей тишине вдруг из зала раздался женский крик: "Коля! Я вас тоже люблю!":-))). И фрагмент этой арии без микрофона в изумительном исполнении тут же был продемонстрирован публике. Ну как не быть ему за это благодарными? :-).
      Может, я вас уже и утомил, но что поделаешь, если каждое произведение и каждый свой выход Николай сопровождал какими-то запоминающимися моментами. Вот, например. "Барселону" Николай пел в сверкающем серебряном пиджаке. После неё - Уэббер! И, как обычно, с повтором на "бис". Упомянутый пиджак по привычке сброшен с плеч, и первым жестом Николая был порыв забросить его с размаху в зал! Но, несмотря на демоническое состояние души Призрака, на подстёгивающе-ускоряющуюся мелодию, Николай в последний миг сдержался, здраво рассудив, кто ж его отдаст потом, такую ценность для поклонников - этот пиджак!:-), и бросает его в кулисы:-))). Да, правильно предположил артист! Никакие металлоискатели не нашли бы потом у публики после концерта этот пиджак:-))).
      И еще один фокус, который, думается, продемонстрировал нам певец спонтанно, без подготовки, не размышляя. Опять же в "Призраке" на "бис". То, что этот повтор всегда исполняется необычно, к этому уже все привыкли. Но то, что зрители увидели на этот раз - шокировало, видимо, многих.
      В начале мелодии, когда долго поет Кристина, а Призраку как-будто пока делать нечего, певец вдруг начал посылать Кристине такие сладострастные воздушные поцелуи и строить такие завлекательно-вызывающие жесты, что не одного зрителя окатило горячей волной:-))). Но Призрак пошел дальше! Эти свои фривольные жесты он творил у кулисы, где начинался барьер оркестровой ямы. И вот в запале Николай становится на этот полированный и достаточно узкий барьер, который к тому же имеет фасонные боковые скосы, да и вообще, выгнут по дуге, и, творя свои воздушные поцелуи и призывая Кристину в свои объятья, идет по этому самому барьеру на середину зала. Зрители обомлели. Не все сразу поняли, на чем он стоит. Да и Николай, мне кажется, сам не сразу понял:-). А ведь он в этот момент пел!!!:-). И рявкал своё: "That man and mystery…" достаточно убедительно. А под ним была приличной глубины пропасть с пюпитрами и стульчиками… По-моему, зрители хотели только одного - чтобы Николай благополучно покинул свое ненадежное пристанище. Певец в этом шатком равновесии довел арию до апогея и его заключительные крики "Пой мне!" уже раздались с пола, со стороны зрительного зала. Ну разве можно так терзать сердца женщин? :-). Видимо, всё же в этой завораживающей мелодии есть что-то мистическое, что вселяет в певца особое неистовство.
      А вот и дышащая страстью "Besame mucho". Удивил на сей раз Николай её исполнением :-). Бархатный тембр, конечно, присутствовал, но всю лихость этой искрометной мелодии он предоставил показать нам своему балету, а сам демонстрировал печаль расставания своего героя с любимой только тем, что страстно оглаживал в воздухе невидимую девичью фигуру. А где же танец живота и бедер? :-). И пиджачок надо было уж снять для большего воздействия на впечатлительных зрителей :-))).
      А голос его гремел так, что с колосников сверху время от времени осыпалась какая-то сверкающая мишура, приготовленная для следующего спектакля. Поистине, наслаждение для глаз и для ушей :-).
      Затем была прекрасная "Yesterday", после которой певец получил не только цветы, но и коробку конфет. Дама, вручившая конфеты, наверное, пожелала Николаю при прибавлении семейства получить в подарок сына. На что Николай почти возмущенно воскликнул: "А, может, я дочку хочу!":-). Вообще, эта тема, видимо, волнует певца :-). Так как в конце концерта он вдруг сказал такое: "Когда я проходил по залу, то заметил несколько беременных женщин. Пусть будут здоровы и счастливы они и их дети!". (Вообще-то в зале было достаточно темно. И как это можно было разглядеть? :-).
      И опять выходил на сцену, как и в прошлый концерт, консерваторского вида молодой человек в бабочке, который уже на этот раз захотел не только пожать певцу руку, но и обнять его. Николай, смутившись, предложил ограничиться рукопожатием, посетовав при этом, что все, кто выходят с благодарностями и поздравлениями, норовят его обнять и поцеловать :-(.
      Опустим здесь воспоминания о "Попурри" и "Карнавале". Мне кажется, что певец из этих мелодий уже вырос, хотя так и не запомнил, что моряк с корсаром никак не рифмуются :-), а хождение по сцене "паровозиком" с малоопытным балетом не представляет никакого интереса ни для слуха, ни для глаз.
      И вот, наконец, звучит подарок для одесситов - бурлящая "Хава Нагила", ставшая аккордом всего концерта. Нет, лучше сказать, ставшая его восклицательным знаком. Эта мелодия - не сложная оперная ария и не затейливый изыск известного композитора. Это всего лишь еврейская народная песня. Но какая! Начинающаяся протяжно-постанывающими нотками, трагическая и веселая одновременно, она, через сомнения-рассуждения, доходит до своего жизнеутверждающего апогея, сопровождающегося зажигательными танцами. "Давайте, возрадуемся, и будем радоваться, друзья, с веселым сердцем!" - вот смысл этой довольно длинной песни. И как же прекрасно спел её Николай! И не менее прекрасно протанцевал. Ним был схвачен самый "цимес" этой мелодии, понят основной стержень, делающий это произведение таким самобытным и запоминающимся.
      И, конечно же, эта мелодия звучала потом еще раз на "бис". Спел её Николай уже в зале, в проходах между рядами. Он так увлекся пением и танцами, что не заметил, как от усердного размахивания только что подаренным букетом, у того отлетели бутоны, и певец отнес на сцену лишь стебель в упаковке.
      Зал долго не мог успокоиться. Овации длились бесконечно, зал пел и танцевал вместе с певцом. Да, действительно, Николай в этот вечер подарил всем настоящий праздник. Будни остались за порогом театра, здесь бушевала весна, любовь, красота и прекрасная музыка.
      Но всему приходит конец. Находясь в прекрасном расположении духа, Николай спросил зал, что спеть зрителям на прощание. Посыпались самые разнообразные предложения, свидетельствующие о том, что публика знает репертуар певца. Но "Карузо" примирил всех! :-).
      И вот она - визитная карточка певца. И что же?! Певец дал такого "петуха", что даже сам рассмеялся, просто, по-человечески, по-домашнему, как давний знакомый в дружеской компании. Рассмеялся так, что забыл следующие за этим слова :-). Ну разве зал воспринимал это серьёзно? :-). Это ведь уже не песня. Это обещание новых встреч, новых мелодий и композиций. Все зрители с блаженными улыбками на лицах просто смотрели на сцену счастливыми глазами…
      Вот такими были наши "Шедевры…". Концерт получился развлекательно-весенним. Артист был в прекрасном расположении духа, на подъёме своего творческого вдохновения, переполнен эмоциями и счастьем. Правда, подбор мелодий не всегда был рассчитан на работу души и трепыхание фибрилл, а большей частью на поднятие настроения, но, наверное, определенной части зрителей это и нужно было.
      Могло показаться, что это и есть тот стандарт концерта, с которым артист будет сейчас гастролировать. Самые первые его выступления были непредсказуемыми, от каждого исполнения зрители ждали неожиданностей, новаций. А сейчас это - отличного качества тираж. Спасибо, что всё было сделано с душой и полной самоотдачей.
      А недостаток цветов восполнил спонсор - грандиозные произведения фитодизайна были преподнесены Ларисе Рудаковой и Николаю, который тут же безжалостной рукой выломал оттуда роскошный цветок и зашвырнул его далеко в зал. Пусть кому-то станет теплее на сердце :-).
      А, уходя, в фойе я увидел, как одна девушка, которая преподнесла Ларисе Рудаковой и Николаю Баскову больше всех цветов, схватила в буфете коробку конфет в форме сердечка и побежала искать вход за кулисы:-).

Дракошка

 

 

вернуться к содержанию "Хроник"

      webmaster@www.eliton-rus.ru