"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "
/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

"Онегин" - 2000

      Очередной (и по иронии судьбы вроде бы юбилейный), 255-й сезон Большой театр начал с того, что обратил свои взоры к своей истории и извлек из запасников постановку оперы Чайковского "Евгений Онегин" образца 1944 года. Акт восстановления легендарного спектакля патриарха русской оперной режиссуры Бориса Покровского с замечательными декорациями Петра Вильямса состоялся на прошлой неделе в среду и транслировался по каналу "Культура".

      На "Онегине" Покровского-Вильямса, выдержанном в канонах большого сталинского стиля, выросло не одно поколение артистов и зрителей. А кто пел? Какие имена! Норцов, Ле-мешев, Козловский, Вишневская, Милашкина, Синявская, Мазурок, Атлантов…
      "Онегин" - 2000 реанимирован с хирургической тщательностью в том виде, в каком шел полве-ка назад (хотя некоторые знатоки утверждают, что по сравнению с оригиналом восстановление получилось более помпезным и тяжеловесным). Буква соблюдена, но во всем этом реставратор-ском энтузиазме чувствуется недостаток духа и сильно несет нафталином. На этот спектакль можно сходить, как в Греческий зал Пушкинского музея или как ходят посмотреть на ту же люстру Большого театра.

Вышел Ленский и всё опошлил.

      Исполнителя партии Ленского Николая Баскова, новоявленного любимца нации, встре-чали и провожали истошными аплодисментами и воплями "браво". Но одно дело - душещипа-тельные шлягеры томного мальчика, под которые млеет загипнотизированная страна, другое дело - Чайковский и оперная специфика. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Точ-но так же не имеют под собой реальных основания и чьи-то попытки сравнить возню вокруг Баскова с идолопоклонством "лемешисток" и "козловитянок" - разные масштабы. А если уж совсем серьезно, то певец Басков, возможно, и является находкой для российской попсы, но в стенах Большого театра он воспринимается как нонсенс или недоразумение. Никогда прежде здесь еще не пели Ленского так панибратски вольно, на грани фальши, в столь вульгарной полу-эстрадной манере и не вели себя в этой харизматической роли столь жеманно и пошло. Спра-ведливости ради признаем, что парень, в общем-то, вокально одаренный, но к работе оперного солиста совершенно не готов - не хватает, что называется, царя в голове и крепкой школы.

Дирижер уснул прямо в яме.

      Если Басков хоть как-то раздражал внимание своей нахальной эпатажностью и блиста-тельным дурновкусием, то от остальных клонило в сон. Все они, работавшие, естественно, в привычной оперной манере, только и смогли, что продемонстрировать свой профессиональный минимум. (Поразительно, как Чайковский, не интересовавшийся женщинами, сумел тонко и точно выразить сущность женской души в музыке Татьяны, и столь же поразительно, как ны-нешние исполнительницы далеки от всего этого и оставляют нас абсолютно холодными.) Пели, в общем-то, добротно, вполне на уровне нынешних серых стандартов Большого (кто-то чуть лучше, кто-то чуть хуже), но неимоверно скучно: что однообразная по звуку (хотя и похоро-шевшая внешне) Мария Гаврилова - Татьяна, что вялый Владимир Редькин - Онегин, что ма-лообаятельная Елена Новак - Ольга. На этом фоне прервавшейся исполнительской традиции в характерной партии няни экс-прима Галина Борисова выглядела чудом уцелевшим осколком разбитой вдребезги породы. Дирижер Марк Эрмлер в который раз оправдал свое закулисное имя - "Спящая красавица", его оркестровая интерпретация была не более чем удобным акком-панементом для певцов, в какие-то моменты сниженный темп неожиданно сменялся странными убыстрениями. Добраться до сердцевины музыки Чайковского так и не удалось.
      Сегодня стало расхожим сравнением Большого театра с живым трупом, хотя даже са-мые жесткие из критиков не допускают возможности его исчезновения с карты культурных ценностей - не может же в самом деле плачевно умереть на глазах у всего мира символ русской оперы. Национальная гордость не позволит с этим смириться. Стало быть, надо жить, что-то предпринимать, искать всем вместе ту самую "живую воду", которая и даст долгожданное спа-сение. Первый ход сезона, будем считать, проигран. Что дальше?

Андрей Липовский

"Аргументы и факты" №43 /октябрь 2000 г./

Вернуться к содержанию

      webmaster@www.eliton-rus.ru