"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "
/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

"Онегину" починили платье

      С голосом возникли некоторые проблемы.

      В Большом театре восстановили оперу Чайковского "Евгений Онегин" - постановку 1944 года в декорациях Петра Вильямса. Партию Ленского спел стажер Большого театра Николай Басков, более известный в качестве кассового эстрадного певца.

      На протяжении 56 лет право быть постановщиком "Евгения Онегина" остается за Борисом Покровским. Именно он, тогда начинающий режиссер, поставил в 1944 году знаменитый спектакль, в котором прославились Лемешев и Козловский. Он же в 1991 году осуществил новую постановку вместе с художником Валерием Левенталем. И он же теперь восстановил на сцене свою первоначальную редакцию в отреставрированных декорациях Вильямса - практика показала, что качественный реалистический стиль сталинских времен более востребован родной публикой, туристами и организаторами гастролей на Западе, нежели все то, что может предложить Большой театр в качестве новшеств.

      Лидером по части восстановления старых постановок у нас является Мариинский театр, где, например, идут "Сила судьбы" и "Спящая красавица" в оригинальной сценографии XIX века. До таких высот аутентичного историзма Большой пока не дотянулся: все самое древнее, чем он располагает, относится к сталинскому времени. Тем не менее декорациями Петра Вильямса, с их подробной выстроенностью, характерными деталями реквизита и расписными задниками, трудно не плениться. Ажурные кроны дерев, прикрепленные к марлечкам, рельефы на стенах петербургской бальной залы, столики и кресла кропотливо восстановлены художником Аленой Пикаловой (что забавно, в Саратове поставлен "Евгений Онегин" в ее собственной, весьма авангардной сценографии) под мудрым наблюдением Сергея Бархина.
      Сложнее было восстановить на том же уровне музыкальную часть. Хотя Николай Басков и сидит в той же позе и в том же костюме, что сидел Лемешев, - на этом сходство и заканчивается. У молодого певца есть неплохой вокальный материал и отчетливая дикция, но не хватает школы, которую никак не могут заменить выступления с микрофоном. Его коллеги поют не лучше и не хуже; всем недостает элементарной точности, яркости, блеска, актерской энергии; исключение - безупречный Айк Мартиросян в партии Гремина. Опытный дирижер Марк Эрмлер ведет оперу весьма непоследовательно: он то убирает звучность оркестра до предела, то глушит певцов; темпы вязки, а контрасты излишне откровенны.
      "Евгений Онегин", первая полупремьера сезона, целиком идет по ведомству заслуг прежнего руководства. Геннадий Рождественский, ставший в сентябре художественным руководителем театра, не вычеркнул эту постановку из планов сезона. Значит, "Онегин" будет идти, радуя глаз и огорчая слух. Уровень оперной труппы в ближайшее время станет главной проблемой новых хозяев первой сцены страны.

Петр Поспелов

"Известия" 20 октября 2000 г.

Вернуться к содержанию

      webmaster@www.eliton-rus.ru