"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "
/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

    Триумфальное шествие Николая Баскова

      В Москве с грандиозным успехом прошли концерты молодого дарования.

      Вчера триумфально закончились концерты Николая Баскова в Кремле. Собственно говоря, никто и не сомневался в том, что эти выступления станут главным событием года. Удивительный певец, вдруг появившийся и засверкавший на нашем обедневшем звездами небосклоне, заставил поверить в себя, а значит, и в нашу страну, еще способную выращивать гениев.
      … Уже два месяца назад приобрести в кассах билеты на концерт "Шедевры уходящего века" было невозможно. Зато давно забытые спекулянты чувствовали себя на подступах к Государственному Кремлевскому дворцу чрезвычайно вольготно. Не думаем, что Алла Борисовна смогла бы нынче вызвать такой ажиотаж (при том, что не желаем обидеть примадонну). Просто у нынешнего времени свои новые кумиры - и это объяснимо и закономерно.
      Хотя еще совсем недавно нельзя было и предположить, что в России появится такой певец. Только представьте: юноша, ровесники которого еще гоняют на роликах в Парке Победы, заставил собраться в самом престижном зале самый крутой бомонд - члены Российского правительства, спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев с семьей… Но он триумфально собрал четыре "Кремля"! Это был выход Артиста с большой буквы под большой президентский оркестр. Фантастический юноша, фантастический голос!
      Откуда в этом молодом человеке, ровесники которого еще порой не выбрались из-под маминого крылышка, такое достоинство, такое умение себя подать и любить себя на сцене? Да-да, именно любить себя. Почему-то считается, что артист должен растворяться в публике, но прежде чем это сделать, он должен осознать свое место на сцене. Николай Басков прекрасно знает, как это делать. Он умеет себя преподнести! Замечательно, что на нашей сцене отныне есть певец, которого приятно не только слушать, но и созерцать. Как изысканно, со вкусом он одет. Конечно, чувствуется школа - ведь костюмы выполнены в мастерской Валентина Юдашкина.
      Сначала Басков выйдет в строгом черном костюме: удлиненный сюртук, темная, в тон, сорочка. Пшеничные пряди волос под светом рампы вдруг станут золотыми. Затем артист облачится в белое - костюм так удачно подчеркнет смысловое содержание исполняемых им произведений. Белое - это конечно, цвет Италии. И польется в зал божественное "amore". Но вдруг Николай на минутку покинув сцену, вернется к зрителю уже совсем другим - вот он, красный молодец. Подпоясавшись алым кушаком, он органично перейдет на всеми любимые русские народные песни. И зал разразится аплодисментами! Браво, Николай, вы прекрасны!
      …Он начал с песни, которая уже стала его визитной карточкой "Amore cosi grande". Думаем, не только у нас перехватывает дыхание от голоса Баскова. Увы, мы, порой стесняемся вот так открыто признаться в любви и открыто высказываем только отрицательные эмоции. Мы стали толстокожими и циничными. Но этот волшебный голос может пробить даже самую толстую шкуру. Его голос - утешение несчастным и раскаяние для грешников. Таким голосом говорили бы с нами ангелы, если бы мы умели их слышать.
      Он стабилен в качестве и разнообразен в репертуаре. В концерте были собраны действительно шедевры уходящего века. Но не всякий певец способен исполнить весь этот репертуар. Судите сами: "О соле мио" и ария Калафа из оперы "Турандот", застольная песня из "Травиаты" и знаменитое "Yesterday" "Битлов", "Аве Мария" и "Подмосковные вечера". О, что он вытворял! С английского легко переходил на испанский, с испанского - на итальянский, с итальянского - на русский и снова на английский, с соло - на дуэт. Кстати, о дуэте. Знаменитую "Барселону" Николай Басков спел с солисткой Большого театра и Ла Скала Ларисой Рудаковой.
      Настоящее шоу высокого класса, впрочем, предполагает не только наслаждение для ушей, но и наслаждение для глаз. Декорации Бориса Краснова дали повод восхищаться и этой стороной дела. Роскошные задники с видами Рима, Барселоны, Москвы сменялись с каждым новым номером , а всего их было двадцать два!
      Под занавес (а три часа пролетели незаметно) уже никто в зале не сомневался: этот юноша может все. А ответом ему были наши слезы, наше восхищение и наша любовь. Потом, когда вечер подойдет к концу, он назовет едва ли не каждого из тех, кто работал с ним на концерте - музыкантов, артистов, оформителей. Поблагодарит своих родителей… И конечно, известную продюсерскую компанию "Музыка. Совершенство. Красота", подарившую всем нам этот божественный праздник.

      …Самое удивительное, что Николай Басков достиг всего мощным талантом, а не какими-то интрижками и протекционированием. Поток его голоса ворвался в нашу жизнь и смыл на своем пути весь музыкальный сор, зависть конкурентов, шепотки недоброжелателей. Ему было что предъявить и он сумел сделать практически невозможное.
      Молва давно называет его народным, и звание ничего не прибавит к его славе. Впрочем, нам удалось узнать один нелепый факт: в Министерство культуры уже направлены документы на представление Николая Баскова к званию заслуженного артиста России. Однако кое-кто из министерских чинуш, влияющих на окончательное решение этого вопроса, дюже сомневается: слишком уж молод, на их взгляд, Николай Басков. Но разве молодость - это порок? К тому же надо учесть, что молодость Баскова можно смело множить на его несомненный талант.
      Как говаривал Костик из "Покровских ворот", "Молодость - это тот недостаток, который быстро проходит". Даже жизнь, и та проходит непростительно быстро. Талант же вечен. Не пора ли нам это понять?

Алевтина Громова, музыкальный критик

     Взгляд из зала:

     Председатель Государственной Думы России Геннадий Селезнев:

     Я горжусь тем, что Басков родился в России.

      - Николай Басков - один из тех молодых талантов, которые очень редко рождаются. Когда его слушаешь, возникает чувство гордости за Россию, за нашу российскую певческую школу. Безусловно, такие таланты необходимо поддерживать и опекать. Я уверен, что люди, подобные Николаю Баскову. Способны развивать и двигать мировое искусство, мировую культуру. Они - достояние не только одной страны, но и всего мира. Я очень рад, что в России есть такие люди. Хотелось бы, чтобы их было больше. Но это во многом зависит и от всех нас - талантливые люди очень ранимы, им жизненно необходимы наше внимание, поддержка и опека.

     Взгляд профессионала:

     Главный дирижер Кремлевского Президентского оркестра Павел Овсянников:

     Никто больше не поет в один вечер и Верди, и "Калинку", и "ABBA"…

      - Когда меня спрашивают, чем НБ принципиально отличается от других исполнителей, где корни его небывалой популярности, я отвечаю так: "Он нашел "золотую середину". Самые знаменитые оригиналы классических арий, неаполитанских песен он синтезировал с популярной музыкой. До него, конечно, подобные попытки предпринимались, но выглядели они неуверенно и бледно".

      - Вас как руководителя оркестра не поражает восторженная реакция публики, приходящей в кремлевский дворец на каждое выступления Баскова?

      - Приятно удивляет - на "бис" вызывают после каждого исполнения, причем иногда бисируют самые неожиданные вещи. Раньше у нас как-то не было принято повторять все песни подряд. Ведь есть определенные временные рамки. Но Николай так заводится на сцене, так эмоционально и свободно контактирует с залом, что обижаться на него невозможно…

      - Басков достаточно молод. Что ждет его впереди?

      - Он не просто молод, он юн. И он настолько горяч, что в каждом концерте выкладывается не на 100, а на 150 процентов. Конечно, матерые взрослые мастера так не поступают. Я после первых его выступлений в кремлевском дворце ему советовал: "Коля, я понимаю, что ты очень любишь свое дело, но попробуй в чем-нибудь вести себя "экономнее". А то у меня иногда возникают сомнения, что мы с таким расходом энергии сможет довести концерт до конца…"

      - Чего в этом исполнителе, столь стремительно взлетевшем на пик популярности, больше: таланта, божьего дара или трудолюбия?

      - Без божьего дара тут, конечно, не обошлось. Кроме того, у Николая, на мой взгляд, одна из самых профессиональных команд в стране. Декорации Краснова - выше всяких похвал. Звуковая часть великолепна. Ведь во многом успех идет от творчества его аранжировщиков, тех идей, которые они разработали, а он воплотил. Стилисты, костюмеры предложили весьма интересные работы. Но и без ложной скромности, наш президентский оркестр тоже не надо сбрасывать со счетов, анализируя причины успеха Баскова.

      - Кстати, как воспринимают это новое дарование профессионалы из вашего коллектива, работавшего со многими отечественными звездами сцены?

      - Знаете, в Коле столь редкое сочетание молодости, таланта, красоты и обаяния, что женская часть нашего оркестра его… боготворит - это, пожалуй, самое точное слово. Мужская же часть, естественно, относится более сдержанно - с профессиональным уважением.

      - Критикуете ли вы его, и если да, как он это воспринимает?

      - Если нам что-то не нравится, мы всегда говорим это исполнителям в лицо, невзирая на статус. Николая это тоже касается. Как человек творческий, он все принимает с пониманием.

      - У вас не возникали проблемы с освоением его новой программы, ведь она весьма разножанровая?

      - Так этим она и интересна! Вы знаете, что билеты на все концерты были стопроцентно распроданы (за месяц!) до их начала?! У кого еще можно услышать за один вечер и классику, и неаполитанский песни, и "Happy New Year" из репертуара ABBA, и "Калинку" с "Дорогой длинною"? Конечно, его визиткой была и есть песня "Карузо", но публика требует уже и других хитов…

      - Басков, как считают многие, пошел на слишком большой риск, взявшись за исполнение "Барселоны", ведь у всех на слуху неподражаемый дуэт Монтсеррат Кабалье и ныне покойного Фреда Меркьюри - разве можно после них сделать лучше, интереснее?

      - Прима Большого театра Лариса Рудакова поменяла имидж, в дуэте с Николаем они очень органичны. Да, риск, конечно, был. Их совместное решение спеть "Барселону" - отважный поступок, в конце концов, оправдавший себя.

      - Почему вы, человек, у оркестра которого нет недостатка в интересных, выгодных предложениях, согласились работать с Басковым?

      - Я истосковался по настоящей музыке. А жанр музыки популярной в последнее время как-то измельчал. И то, что делает в последний год Николай - это новый яркий рывок вперед. Посмотрите на реакцию тысяч людей в зале, и вы все сами поймете.

Беседовал Игорь Волжский

     Взгляд из зала.

      Вице-президент, статс-секретарь российско-белорусской компании "Славнефть" Николай Лях:

     Это золотой голос России…

      - Я слушал Николая Баскова раз пятнадцать, и могу утверждать, что это действительно золотой голос России. Он - новое явление нашей сцены. Кто-то говорит, что когда он поет Ленского в Большом театре, то берется не за свое дело. Рановато, мол, ему… Да Баскову просто завидуют - в таком юном возрасте стать солистом главного театра страны!
      Мало кто знает, что Николай - не просто артист, зацикленный на пении. Он - всесторонне развитый человек. Я общался с ним и на темы политики, и об экономике разговаривали - Николай не просто осведомлен, он во всем этом неплохо разбирается!
      И еще один интересный момент. Я слышал в приватных беседах мнение о Баскове, которые высказывали и Пугачева с Киркоровым, и Пахмутова с Добронравовым. Журналисты при этом не присутствовали. Так что наши знаменитости не работали на публику. Так вот, в разговорах между собой, они высоко оценивали Николая как профессионала.
      Кое-кто из злопыхателей рассуждает в таком духе, мол, Баскову, еще предстоит стать звездой первой величины. А я и многие люди моего круга сегодня считают, что в России уже появилась звезда по имени БАСКОВ.

     Взгляд профессионала:

     Популярный ведущий Владимир Березин:

     Я могу сравнить Баскова с Хворостовским.

      - Обоих дебютантов публика принимала стоя.

      - Существует легенда, что вы были тем человеком, который впервые представил Николая БАСКОВА искушенному столичному зрителю и было это в каком-то "сборном" концерте?

      - Точнее даже, не московской, а подмосковной публике. Летом прошлого года я был приглашен на День города в Подмосковье, и очень хорошо запомнил, что перед Ириной Аллегровой я представлял никому не известного Баскова. Я вышел и сказал: "Сейчас вы услышите молодого и талантливого исполнителя. Отнеситесь к нему со вниманием. А потом мы с вами обменяемся впечатлениями…"

      - Зал послушался вас и проявил терпение?

      - После двух его песен я не мог слова сказать - зал встал и аплодировал стоя. Я пытался вспомнить, кого еще из дебютантов так же встречали. А опыт представления у меня немаленький. И нашел единственную аналогию: несколько лет в Свердловске нечто подобное случилось с Дмитрием Хворостовским, которого мне пришлось искать где-то на лестнице и использовав непарламентские выражения, буквально выталкивать на сцену.

      - Вы видели многое и многих. Чем вас так заинтересовал Басков?

      - Я работаю на всех его премьерных выступлениях в разных городах. Вот и сейчас отказался от очень лестного приглашения в Питер. Может быть, даже обидел людей. Но я обещал вести его концерты в Кремлевском дворце. Николай - как ребенок, очень открытый, добрый и каждый раз новый, в отличие от многих артистов, которые каменеют в своих образах. Я помню, как наверное впервые, ввел его на центральное телевидение - в популярной передаче "Фестиваль солдатской песни "Виктория". Это было в прошлом году. Сейчас он уже другой.

      - Некоторые музыкальные критики журят Баскова за смешение стилей и жанров…

      - А подобное смешение - это вечная проблема. Коля сам возложил на себя такую ответственность - петь известные произведения известных исполнителей, но по-своему. Тут важно не ЧТО он делает, а важно, КАК ИМЕННО он это делает. И восприятие его исполнения всегда будет субъективно. Зрительский интерес - один из критериев. На днях Николай пел для родственников тех, кто работает в хоре Пятницкого, в Президентском оркестре и в Кремлевском дворце. Такой домашний концерт. Полторы тысячи человек, которые слышали и видели многое, приняли его "на ура".

      - Вам сложно вести концерт, который начинается классикой, продолжается русскими народными, а завершается и вовсе эстрадными шлягерами, и все от одного лица?

      - Он начинал здесь весьма осторожно, как бы прощупывая огромный зал Кремлевского дворца - итальянскими ариями. Переход на "русский блок" - это показ иной грани его возможностей. Когда он поет эти песни, я вспоминаю 1992-й год выступления Надежды Бабкиной и шквал критики в ее адрес, мол, "предала жанр!" Где сейчас эти критики?

      - Басков совершает неожиданные поступки или он просто "запрограммирован на успех"?

      - Когда публика кричит "бис!" и "браво!", Коля может взять и сказать: "Давайте еще раз "Фантом оперы"! или "Калинку!" Он готов повторить для публики любую, даже самую сложную вещь.

      - Он уже сформировался как мастер или ему это только предстоит?

      - А тут вступает в дело магнетизм отношения со зрителем, который - то уже признает его Мастером, а, например, продюсер может считать, что Баскову еще работать и работать над собой. Сам Коля говорит: "Мне еще необходимо учиться петь, двигаться по сцене, танцевать".

      - Вы часто наблюдаете его в концертах. А какой он внутри?

      - Он внутренне напряжен. Но настолько органичен в общении с залом, что этого напряжения никто вне сцены не ощущает.

      - Какие чувства испытываете лично вы от работы с Басковым?

      - Я - человек среднего возраста, повидал многое, работал со звездами первой величины, и счастлив, что пересеклись пути мои и Николая Баскова и его команды.

Беседовала Дарья Короткова

     Глас народа:

      Комсомолка провела опрос наших читательниц в Интернете. Вопрос был один: кого именно из российских мужчин (политиков, артистов, певцов, художников…) они считают самыми сексуальными? Результаты перед вами. (победители расположены по мере убывания отданных за них голосов)
1. Владимир Путин (президент России)
2. Никита Михалков (кинорежиссер)
3. Николай Басков (певец)

"Комсомольская правда", 16 ноября 2000 г.

Вернуться к содержанию

      webmaster@www.eliton-rus.ru