"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "
/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

Николай Басков:
" Я боюсь того, что случилось со мной!"

      Это и в самом деле удивительно, что молодой человек, которого не так давно взяли в Большой театр, творческая жизнь которого там началась с арии Ленского, вдруг стал собирать большие залы, вынося на суд зрителей как классический репертуар, так и популярные песни. И, кажется, впервые обладателем премии "Овация" стал в России человек, будто бы и не связанный напрямую с эстрадой. Он и вправду собирает огромные залы. Его слушают и любят уже не только в России. Несколько телеэфиров - и Николай Басков, популярный тенор (если такое сочетание слов имеет право на жизнь) принимается всеми как звезда.

      - Много ли у вас появилось завистников в последнее время? Чувствуете ли вы эту зависть на себе?

      - Конечно, много, как же без этого? Тогда бы не было так много вопросов ко мне и к моей команде, мы не были бы первыми по продажам с теми людьми, которые мне помогают. Я себя чувствую очень свободно. Я никогда и никому не завидовал, и если есть кто-то более талантливый, чем я, то могу сказать это человеку прямо в глаза. Я не собираюсь занимать чужое место, у меня свой путь в искусстве, каким бы он ни был - коротким или длинным. Я выхожу на сцену и делаю свое дело. Я себя чувствую прекрасно, и это чувство идет из зала. А публику никогда не обманешь.

      - В прессе к вам неординарное отношение. Как вы реагируете на критику?

      - Как только пресса написала обо мне "прекрасные" статьи, я понял, что лучше это делать для людей, которые ходят на мои концерты. Всем мил не будешь.

      - Удивительная метаморфоза произошла с вами. Год назад вы были обычным молодым человеком, теперь у вас своя охрана, вы на "Линкольне" и к вам не подойти. А что будет дальше?

      - Есть человек, есть личность. И самое главное, чтобы она состоялась. Легко говорить и обсуждать человека, когда он что-то делает. Делает так, как может. А жизнь покажет, куда он придет. Сегодня Коля Басков есть, а завтра его не будет. Моя охрана - это люди, которые охраняют не столько от вас, сколько от случайных столкновений. Не подумайте, что это какой-то пафос. На самом деле, когда я был на гастролях в Алма-Ате, если бы не ребята, то я подвернул бы ногу. Я не заметил внизу вырытую канаву, упал, а они меня подхватили. Охрана, машина - еще не повод для того, чтобы делать какие-то выводы обо мне. Просто "Линкольн" - удобная машина, там есть кондиционер, много места. У каждого есть мечта. Вот и моя мечта сбылась. Я не стараюсь возвыситься каким-то образом и убеждать: я такой хороший. Публика решает, ходить на мои концерты или нет. Я могу сказать, что даже на выступлениях в Большом театре или в Большом зале консерватории найдется 100 человек, которые скажут, что ты великолепен, и найдется 200, которые скажут: он петь не умеет.

      - Как вы считаете, солидно ли оперный репертуар исполнять под фонограмму, пусть это всего лишь "минус"?

      - Чтобы петь под оркестр, на любых концертах нужна классная аппаратура. Нужно потратить около двух миллионов долларов, чтобы звучало все так, как оно должно звучать. Многие утверждают, что на сцене невозможно одновременно петь и танцевать. Нет, для меня это не является проблемой. Наоборот, чем больше я двигаюсь по сцене, тем больше раскрываю свое дыхание, тем шире у меня легкие, тем легче мне это делать.

      - Легко ли совмещать оперную сцену с эстрадой?

      - Я думаю, с каждым годом журналистов будут ждать все новые открытия в моем творчестве. Особенно среди тех проектов, которые планируются в ближайшие годы. Для многих станет понятнее, что значит в моей жизни мое искусство. Я уверен не столько в своих силах, сколько в своем труде. Я трудоспособный человек и знаю, что успех не дается просто так. То, что у меня есть сегодня, если искренне, меня пугает. Я боюсь того, что произошло со мной. На меня свалилась большая ответственность.

      - В чем для вас состоит главный вопрос жизни? И сколько его решение зависит от успехов в личной жизни?

      - Для меня главный вопрос всегда такой: "Что ты сегодня сделал для того, чтобы завтра тебе не было стыдно". А в отношении личной жизни решил никогда не высказываться. Личная жизнь - на то и личная. Понимаю, все этим интересуются. Но чем чаще ты выставляешь свою личную жизнь напоказ, тем чаще она бывает не очень успешной. Лучше это беречь. Потому что не так легко дается по-настоящему любить и быть любимым, понимать друг друга.

      - Любой оперный певец мечтает петь в престижных залах мира.

      - Меня приглашали уехать в "Метрополитэн Опера" ровно два года тому назад и учиться там, при этом мне предлагали поменять гражданство. Никто просто так в Америке не будет платить деньги российскому певцу. Даже если вы будете уникальнейшим русским певцом и приедете в Америку, все равно по ставке вы будете котироваться ниже американского певца, как бы гениально вы не исполняли "Карузо". Я хотел бы ехать туда и нести уникальную русскую культуру. И, конечно, не соглашусь быть ниже по оплате.

      - Не мешает ли концертная деятельность вашей дальнейшей работе над голосом, и как к ней относятся ваши учителя?

      - У меня минимум 2-3 концерта в месяц. Это очень мало на самом деле. Программа настолько сейчас выучена, что я могу петь ее и утром, и днем, и вечером. А кто был на репетиции перед моим сольным концертом в Москве, мог удостовериться, что я провел двухчасовую репетицию и исполнял 14 произведений "в живую" из 15. Пятнадцатое произведение играл оркестр. Когда я начинаю заниматься и чувствую себя хорошо в огромном диапазоне от "си-бемоль" до верхнего "до", то преподаватель не имеет никаких претензий ко мне из-за моих гастролей.

      - Что вам необходимо на гастролях?

      - Я не знаю... У меня там целый райдер из 30 страниц... Необходимы бананы и вода без газов.

      - И все же думаете ли вы о том, что когда-то придется выбирать между оперной карьерой и широкой популярностью на эстраде?

      - Я могу рассказать интересные истории из жизни оперного закулисья. Чтобы получить главную партию в Венской опере, нужно не только петь хорошо. Нужно иметь хорошо выстроенный менеджмент на несколько лет вперед. Именно ваш менеджер должен выиграть тендер на именно ваше участие в этой партии. А еще за границей пошел плохой подход к голосам. Например, когда я мечтаю петь Каварадоси из "Тоски", а продюсер Венской оперы видит меня в партии Томина в "Волшебной флейте" Моцарта, то они мне предлагают только этот контракт. Многие певцы соглашаются, и через некоторое время не могут уже петь ни Томина, ни "Помина", никого больше. Чаще всего публика не знает, что происходит за кулисами в театре. Контракты расписаны, и, как правило, ты около года или двух ожидаешь своего выхода в любом театре мира, чтобы показать себя как певца. А у некоторых оперных певцов карьеры недолговременные. И они возвращаются назад в Россию без голосов, сколотив маленькое состояние и получая потом пенсионное содержание. Я считаю, что это очень плохой путь. И очень долгий.

      - У вас был дуэт с Любовью Казарновской, но в последнее время вместе с вами на сцену выходят другие певицы. Изменились привязанности?

      - Со мной пели Лариса Рудакова и Карина Сербина. Мои партнерши по сцене, я думаю, должны меняться. Пройдет время, возможно, мы опять встретимся с Любовью Юрьевной и опять будем петь вместе. Это не значит, что я изменил своим симпатиям. Просто Любовь Казарновская на самом деле очень занятой человек. Я восхищаюсь этой певицей.

      - Как родители восприняли ваши успехи?

      - Мама посвятила мне все свое время, все свои заботы. Все, что возможно, она направляла на мое обучение. Мой папа был военный и мы жили в Германии, мне тогда было четыре года. Там платили марками, не очень много, но все, кто там был, вкладывали эти деньги в мебель, посуду, одежду, чтобы потом привезти сюда. А моя мама первое, что сделала, - купила мне пианино. Она не жалела ни денег, ни собственных сил. И меня приучила трудиться. Я думаю, теперь она счастлива.

      - На дне рождения Аллы Пугачевой вы сидели по правую руку от нее. Чем объяснить такую близость? Ходили слухи, что вы были бы не против жениться на ней?

      - У меня такое ощущение, что у нас только одна невеста... Пугачева, какая бы она ни была, - великая. Она 30 лет держит первенство. Пугачева - первая, кто пришел ко мне на концерт 16 апреля, и первая, кто подарил мне букет цветов со словами: "Я пришла к вам на две песни, а отсидела два отделения и давно не получала такого удовлетворения". Я благодарен Пугачевой за это, если бы было что-то лживое, она первая бы ушла. Она сказала, что такого еще не было, чтобы певец в 23 года собрал 7 сольных концертов, вышел в зал "Россия". А Филипп Киркоров мне сказал: "Коля, давай дружить..."

      - Как вы относитесь к тому, что вас так быстро выдвинули на звание заслуженного артиста России? И застраховали ли вы свой голос?

      - Это еще не значит, что мне присвоят это звание. Вообще, я отношусь к этому спокойно, так же, как к номинации "Золотой голос России". А что касается страховки моего голоса... Не дай Бог, что-то случиться, так хоть пенсия будет хорошая.

Газета " Любимая" / № 12, 2000 /

Вернуться к содержанию

      webmaster@www.eliton-rus.ru