"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "
/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

Николай Басков:
"Я хочу петь в России"

      "Многие певцы в 27 только начинают петь в опере. Когда я был в Италии, меня там спросили: "Сколько вам лет?" - "Двадцать два". - "А у нас еще не поют в таком возрасте". Мне неоднократно предлагали контракты за границей, остаться в Америке предлагали и доучиться там при школе "Метрополитен". Приглашали выступать под патронажем аукционного дома "Кристи". Но я не хочу уезжать. Я хочу здесь жить, здесь петь и известности хочу в России".

 

      Он ворвался в искусство как метеор. Еще год назад о Николае Баскове мало кто слышал. Сегодня про него знают все, в том числе - в мировой классической музыке, где с легкой руки американской TIME его называю "русским Карузо". Дело в том, что Басков - в своем роде феномен. Из привычно разделенного мира музыки (где есть опера, а есть эстрада, и компромиссы между ними получаются плохо) он выламывается категорически. Молодой исполнитель на равных срывает овации и в роли Ленского на сцене Большого (кстати, самого молодого Ленского за всю историю постановок знаменитой оперы), и на эстрадном концерте, где поет Пахмутову и Демиса Руссоса. Похоже, синтезируя жанры, он создает совершенно новое необычное направление, выступая в роли первопроходца.
      Его концерты в ГЦКЗ "Россия" прошли с ошеломляющим успехом. В эти выходные пройдут еще два дополнительных выступления. За весьма короткий срок Баскову удалось стать настоящей звездой. Впрочем, это и неудивительно: уникальный голос, глубина чувств, природное обаяние находят отклик у людей любых поколений... Им восхищался сам Каррерас. По профессиональным меркам Николай очень молод - ему всего лишь 23 года. И это обстоятельство обычно поражает экспертов. Лучано Паваротти начал свою карьеру, когда ему было около 30 лет, что считается наилучшим возрастом для тенора. Басков уже в 19 лет выступал в испанской Гранаде, где четыре тысячи человек в течение 25 минут аплодировали ему стоя. Тогда же весь мир заговорил о феноменальном теноре из России.
      Затем ему аплодировала публика Большого театра в России и "Конгресс-холла" в Америке. Им восхищался сам Хосе Каррерас. (Знаменитый тенор даже пригласил талантливого юношу в свой мастер-класс в Испанию.) После его выступлений западная пресса писала: "Мощный голос этого российского певца выражает всю гамму чувств, свойственных русской душе: страстность, чистоту, жажду жизни и стремление любить". Выступал Басков и в Италии, Франции, Израиле, Германии. Понятно, что в оперном театре не может быть сделанных звезд, и Николай завоевал славу колоссальным трудом. Басков рассказывает: "Практически всю жизнь - с раннего детства - я занимаюсь и занимаюсь. А последние семь лет и вовсе трудился как каторжный. Каждый день занимался и больше ничего в жизни не видел. Не ходил на дни рождения, не тусовался со сверстниками. Наверно, нынешняя популярность дана мне свыше за тот труд..." Со временем юношеское сопрано оформилось в великолепный тенор, который сегодня заставляет замирать сердца слушателей в возрасте от одиннадцати до семидесяти. Николай год отучился в ГИТИСе, а сейчас на предпоследнем курсе Гнесинки. Кстати, его преподаватели (а в музыкальной академии на высокие оценки всегда были очень сдержанны) подтверждают: "Такие теноры, как он, рождаются нечасто".
      У нас известность Николаю принесла композиция "Памяти Карузо", которая стала как бы его талисманом. В исполнении Баскова она звучит как дань великому мастеру от юноши, вступившего на творческий путь. Специалисты считают, что вариант Баскова получился одним из самых интересных за всю историю существования этой композиции - и по технике вокала, и по эмоциональной подаче. Свой первый альбом Николай озаглавил "Посвящение", и вошли в него произведения, написанные на музыку Генделя, Руссоса, Альбиони и наших композиторов - Евгения Мартынова и Александры Пахмутовой.
      Николай рассказывает, что идея сочетать классические и эстрадные номера пришла под влиянием Георга Отса, Сары Брайтман и, наконец, знаменитого дуэта Фредди Меркьюри с Монтсеррат Кабалье. "Неудивительно, что у нас до сих пор ничего подобного не появилось - первый всегда рискует, - говорит Басков. - Так, мой вариант "Посвящения Карузо" долго не брали на телевидение - называли "неформатом". А критики упрекали в том, что я отдаю оперное искусство на откуп попсовости". Между тем за рубежом опера значительно более демократична. Там оперные певцы поют на стадионах - и никого это не удивляет. Например, Лучано Паваротти и Пласидо Доминго участвуют в одних концертах с Майклом Джексоном или Стингом. А многие из них - такие, как Андреа Бочелли, Сара Брайтман - делают собственные шоу. Да и у нас, если вспомнить, тот же Шаляпин давал аншлаговые концерты и на классическом репертуаре, и на русских народных песнях. "Я уверен: одно другому не мешает, - говорит Николай. - Когда я ездил в Испанию на мастер-класс Хосе Каррераса, он сказал мне: "Я начал с классической музыки, а заканчиваю эстрадой. Ты же можешь начать с эстрады, а закончить классикой - это тебе не повредит".
      Колоссальный успех сольников Баскова на сцене "России", вполне вероятно, объясняется тем, что программа была весьма смелой по сочетанию жанров. В двухчасовом концерте соседствовали советские песни ("О, Натали" Евгения Мартынова и "Снегурочка" Александры Пахмутовой, "Свадебный марш" на музыку Морозова), неаполитанские мотивы и русскоязычное переложение легендарного хита Демиса Руссоса "Good by, my love, good by", сделанное культовым персонажем молодежной тусовки Дельфином. Прозвучали и романс из оперы Доницетти "Любовный напиток", и несколько оперных дуэтов, исполненных вместе с оперной примой Любовью Казарновской.
      Басков пытается пробить стену между классической и массовой культурой - вероятно, его успех во многом связан именно с этим. То, что он делает, наверно, можно назвать "классической эстрадой". "Мне кажется, нет другой возможности привлечь молодежь в оперу, - утверждает он. - Я не верю в то, что она сама придет в театры, когда вырастет из "Блестящих" и "Отпетых мошенников". Люди, которым с младых ногтей не прививалась любовь к классике, просто не испытывают в ней потребности. Они даже Чайковского вынести не могут - "Опричник" у нас идет при пустых залах".
      Грамотным ходом было и использование старых, вызывающих ностальгию песен. При мне к Николаю подбежала девушка и попросила автограф. Он расписался. "И моей маме, пожалуйста". Николай еще раз расписался. "А больше всех вас любит моя бабушка!"
      Например, песня "Скажите, девушки" адресована не столько молодым девушкам, сколько их мамам - она возвращает их в пору молодости, когда по радио и на всех праздниках звучали подобные бодрые песни. Другая песня, "Снегурочка" Александры Пахмутовой, заставляет людей более старшего возраста погрузиться в ностальгию. Она отсылает слушателя к музыке пятидесятых, когда не было понятия о фонограмме, когда в исполнителе ценили в первую очередь профессионализм и вокальные данные. Без него здесь было пусто. Похоже, молодой исполнитель и его продюсеры почувствовали, в чем сегодня нуждается публика. В результате Басков занял нишу, которая у нас до сих пор пустовала. Публика устала от безголосых исполнителей и пения под фонограмму. Истосковалась по хорошим голосам, глубоким чувствам, искреннему артистизму, берущим за душу мелодиям. Приход на эстраду оперного певца в этом плане оказался замечательным ходом. Басков - практически вне конкуренции.
      Последние восемь месяцев Басковым занимается продюсерский центр "Музыка, совершенство, красота". Именно благодаря его усилиям о талантливом юноше с уникальным голосом узнала широкая публика. Центр ориентирован на поддержку молодых российских талантов, а Басков - его первый проект. Николай же говорит, что эстрада позволила ему реализовать его тайные желания: "Я испытываю удовольствие от живого исполнения вещей, поскольку только в этом случае удается донести и передать все чувства и эмоции, заложенные аворами". Отказываться от классики Николай ни в коем случае не собирается. Следующий альбом они вместе с продюсером Борисом Шпигелем задумали составить из эстрадно-классических хитов уходящего века. Самой главной его мечтой, как говорит Николай, было петь и радовать этим людей. Она, к счастью, сбылась. А теперь важно не останавливаться на достигнутом.

Сергей Демченко

     

      Элина Быстрицкая, актриса:

      - Николай очень искренний и эмоциональный человек. Меня покоряет его серьезное отношение к профессии. При такой всеобщей любви, которая обрушилась на него, можно было бы стать легкомысленным, но он остался самим собой. Естественно, ему еще надо много работать, ведь, кроме голоса и приятной внешности, артисту необходимо умение вести себя на сцене. Мы занимаемся с ним актерским мастерством. Так что я слышала его без микрофона. У него прекрасный голос. Главное - он талантлив и очень трудолюбив.

     

      Ксения Георгиади, певица:

      - Мне очень нравится этот симпатичный парень. У него талант и голос от природы. Но главное - Николай нашел свое место на сцене, нишу, еще никем не занятую. Некоторые сравнивают его с Ванессой Мэй, которая своим творчеством сумела приобщить современную молодежь к классической музыке. Он - прекрасный вокалист, замечательно исполняет и романсы, и классическую музыку. Правда, ему еще предстоит отрабатывать хотя и заслуженные, но все-таки авансы.

Собеседник №19/2000

Вернуться к содержанию

      webmaster@www.eliton-rus.ru