"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "
/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы

Николай БАСКОВ: "ПРИЯТНО ВЫЗЫВАТЬ ВОСТОРГ И У ЗРЕЛОЙ ЖЕНЩИНЫ, И У ШКОЛЬНИЦЫ"

  Ещё пару лет назад это имя мало кому было известно. Сегодня он кумир и юных барышень, и почтенных матрон. Сама была свидетелем того, как буквально шалели от его голоса женщины постбальзаковского возраста на концерте в Театре музкомедии в апреле нынешнего года.
Концерты Николая Баскова вызывают неоднозначную реакцию - от восторженной у большей части публики до негативной у части профессиональных критиков. Хотя у каких критиков? Величайшая оперная прима нашего времени Монтсеррат Кабалье называет Баскова самым способным и самым работоспособным из своих учеников: "Он постоянно завышает себе планку. Я специально даю ему такие партии, чтобы посложнее было исполнять. Но он от них, как правило, отказывается в пользу ещё более сложных. Он и в жизни такой: старается отхватить всё самое лучшее".
В общем, на пресс-конференцию Николая Баскова, организованную при поддержке торговой марки "Вода "Олимп" в гостинице "Моцарт", я отправилась с двойственным чувством.
И вот он появился перед одесскими журналистами - невысокий, улыбчивый, словоохотливый и, ничуть не манерничая, не играя роль "звезды", доверительно стал рассказывать о себе и своём творчестве. Николай признался, что, как правило, приходит на такие встречи "закрытым". Но когда видит благожелательное к себе отношение, открывается и становится самим собой. Мне показалось, что с нами Басков был откровенен.

      О критиках

Это была одна из первых тем, поднятых на пресс-конференции.
- Сейчас я отношусь к этому спокойно, потому что главным критиком для меня на сегодня является великая Монтсеррат Кабалье, официально пригласившая меня стать её четвёртым учеником. У меня уже неплохая репутация оперного певца в Европе, иначе мне не доверили бы 13 июля открывать Всемирный оперный фестиваль в Риме, в "Клеопатре" Массне. Эта опера невероятно трудна для исполнения, и особенно - для тенора. И то, что Монтсеррат Кабалье пригласила меня, а все члены профессиональной отборочной комиссии проголосовали за её выбор, говорит не в пользу моих критиков. В июне я пою в Лиссабоне, в октябре - ноябре состоится в Барселоне премьера "Иоланты" с моим участием.
Я критику воспринимал очень болезненно, пока один из наших великих артистов не сказал: "Никогда не читай, что о тебе пишут. Когда ты это читаешь, теряешь яркость своего таланта и невольно приобретаешь комплексы, которые потом проявятся обязательно". А во мне журналисты одно время такие комплексы развили, что я боялся рот раскрыть в Большом театре или в Мариинке. Они всё время во мне что-то ищут, всё время сравнивают: Лемешев делал так, Козловский так. При этом пишут те, кто Лемешева или Козловского и в глаза не видел. Поверьте, нельзя говорить обо мне как об оперном певце в 25 лет. Это смешно. Я ещё только учусь. Я читал прессу Доминго, Каррераса в пору их становления. Чего только о них не писали! Надеюсь, что через некоторое время смогу доказать (по крайней мере себе), что чего-то стою. Мне уже фортуна улыбнулась: мой учитель - великая оперная дива XX века. И что бы критики ни писали, для меня гораздо важнее, когда Кабалье вместе с мужем, который давно уже не поёт, на репетиции вдруг начинают аплодировать:
- Вот к чему нужно стремиться!
- Но я же стремлюсь!
- Нет, ты только начинаешь!
Мне грех жаловаться. На сегодняшний день я очень счастливый человек в плане творчества. Я просыпаюсь и молюсь, чтобы Господь продлил эти дни. Поэтому сейчас я очень спокойно реагирую на критику. Знаете, собаки лают, а караван идёт. Мой караван идёт очень хорошо!

О репертуаре

На вопрос, что для певца важнее - эстрада или классика, Басков откровенно отвечает:
- Не знаю. Это парадокс, но в России моё творчество нераздельно связано и с лирической песней, и с оперной арией. На оперном концерте просят исполнить "Шарманку", на эстрадном - ту или иную арию. Мне интересно и важно всё. Я просто делаю своё шоу под названием "Николай Басков". Думаю, что артист XXI века будет универсальным. Он должен будет уметь профессионально делать всё: петь, говорить, танцевать. Конечно, своё будущее связываю с оперой. Я люблю её безумно и совершенно искренне могу расплакаться во втором акте "Сельской чести", столько чувств вызывает во мне эта музыка.
В Европу, в Америку я, как правило, еду с классическим репертуаром и хочу завоевать мир как оперный певец. Хочу приучить их к русской музыке, к русскому слову. В этом году у меня концерт в Медиссон-сквер-гарден, где всё первое отделение буду петь по-русски: "Метелицу", арию Ленского, дуэт из "Иоланты" и т.д.
К подбору репертуара отношусь очень серьёзно. С оперным проще - я знаю особенности своего голоса. Моё - это лирико-драматические партии. Из эстрадных песен отбираю только те, которые нравятся мне лично, близки моей душе. Выношу на суд публики, наблюдаю за реакцией. Если песня не проходит, убираю. Так формируется программа. Это мой путь. Кому-то это может не нравиться, кто-то корит за то, что ушёл в шоу-бизнес. Но пока есть моя публика, мои поклонники, я верю, что мой путь правильный. Я творю. И только время рассудит, правильно ли я поступаю. Мне не трудно в одном концерте перейти от песни к арии. Я серьёзно к этому готовлюсь, я этому научился. (И тут же для журналистов Николай великолепно это продемонстрировал, легко перейдя от "Шарманки" к сложнейшей оперной арии. - Л.Ю.).

О поклонниках и поклонницах

- Это счастье артиста. То, что они пишут, присылают фотографии, стоят под окнами, провожают на вокзал, - прекрасно! После эстрадных концертов поклонниц всегда много, а вот после оперного спектакля выхожу настороже: будут стоять или нет? Иногда в дождливую погоду выхожу - не видно. Ну, думаю, всё, карьера закончилась! И тут вижу, бегут под зонтиками. О, перевожу дух, карьера продолжается!
Я знаю, что такое получить автограф. Сам стоял в детстве, и если артист мне в этом отказывал, больше не ходил на его концерты. Поэтому, когда артисты говорят, что поклонники им докучают, не верьте. Без этого артист существовать не может! Я люблю свою публику. Когда нахожусь на сцене - обо всём забываю. Пою несколько тактов, "прилаживаюсь" к публике, а потом полностью отключаюсь от всего. Вижу лишь глаза, понимаю, что люди ждут чуда, и стараюсь это чудо им дать. Мне приятно, когда мои песни находят отклик и у зрелой женщины, и у школьницы. Мне дороги слезы на глазах у зрителей.

О возрасте и взрослости

Кто-то из журналистов бросил: "Ваша программа называется "Мне 25". Что же в вас есть от 25-летнего парня? Слишком уж вы взрослый, серьёзный".
Николай рассмеялся:
- Это я-то серьёзный? Это я вас стесняюсь. Напишете потом что-нибудь такое, что читать будет неудобно. Мне мама постоянно говорит: "Ты должен быть серьёзным юношей, правильным. Надо стремиться к высокому, упасть всегда можно". А я уже столько времени мечусь между высоким и низким, что сам не знаю, где летаю.
Мне, действительно, не 25 лет, а, наверное, ещё 16. Просто слишком много на меня обрушилось в 23 года. Поверьте, будь на моём месте другой человек, у него "крышу" могло бы сорвать. Мне очень хочется, чтобы молодые люди видели во мне своего ровесника, который поверил в свою мечту, у которого все состоялось. Я хочу, чтобы молодёжь видела, что у неё есть будущее, что можно многого достичь в жизни. Сейчас мы делаем фильм для РТР, который расскажет, что же на самом деле происходит у этого парня. Вижу: это необходимо, потому что многие знают обо мне только из прессы. А она редко бывает объективна.
-Какой вы человек, Николай Басков?
- О, я очень весёлый. Меня приглашают на все тусовки. Я лёгкий в общении, мне кажется, что я должен подстраиваться под людей, а не они под меня.
На увлечения времени не хватает, я страшно устаю и мечтаю о том, чтобы выспаться. Иногда удаётся зайти в боулинг-клуб или в кинотеатр (правда, туда приходится пробираться в темноте). Очень люблю посидеть в каком-нибудь простом кафе.
Когда куда-нибудь едем, обязательно беру с собой диски. Слушаю, изучаю музыку разных стилей. Обязательно беру с собой оперные партии, клавир, наушники и где-нибудь на пляже начинаю листать, учить.
Читаю. Любимая книга - "Жизнь взаймы" Ремарка. Когда становится совсем уж плохо, открываю эту книгу. Осознаю, как важно не жить иллюзиями, а ценить день сегодняшний, то, что даёт жизнь.
Я неприхотлив в быту. Мне важно, чтобы был душ, кровать и батарейки для плэйера. Но в Одессе я был приятно удивлён европейским комфортом отеля в венском стиле - "Моцарт". Здесь чувствуешь себя как в раю.

О жене и браке

- Ходит много разговоров о том, что наш брак заключён по расчёту, потому что мой тесть - генеральный продюсер. Но ведь всем не расскажешь, что я заключил контракт не лично с ним, а с целой компанией. И что по контракту в материальном плане я независим, сам отвечаю за себя, за свою семью. И потом, когда встречаются два молодых человека, одному из которых 19, а другому 24 года, что их ещё может объединить, как не чувства духовные и физические? Сейчас у нас со Светой уже другая стадия отношений, супружеская, и она ещё лучше прежней, романтической. Теперь жена - мой единомышленник и помощник. Конечно, жизнь тяжела, но в ней есть и очень красивые стороны, о которых забывать нельзя. Иначе ради чего жить? Только ради денег? Это бессмысленно.

Людмила ЮРЧЕНКО . Независимая Газета "ЮГ" 16 мая 2002 г.

Вернуться к содержанию

webmaster@www.eliton-rus.ru